Вопрос:
1. Имеет ли право работодатель (ГУ) производить удержание более 50% от заработной платы по судебным исполнительным документам?
2. Если не имеет, то в законе о судебном исполнительном производстве указанно, что должны пропорционально распределять между ЧСИ, но не более 50 процентов.
В таком случае имеет ли право и основания бухгалтер изменять размер судебного документа?
3. Сотрудникам, пострадавшим вследствие экологических бедствий (Семипалатинский полигон, Приаралье) начисляются дополнительные дни отпуска.
Дополнительные дни отпуска должны облагаться налогами и льготами?
Ответ Министра юстиции РК от 10 июня 2022 года на вопрос от 30 мая 2022 года № 741715:
По первому вопросу
Согласно пункту 1 статьи 95 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» (далее - Закон) при обращении взыскания на заработную плату или иные виды дохода должника по одному или нескольким исполнительным документам, в том числе находящимся в производстве других судебных исполнителей, за должником должно быть сохранено не менее пятидесяти процентов заработной платы или иного дохода.
Таким образом, работодатель не вправе производить удержания из заработной платы или иного дохода должника более пятидесяти процентов.
По второму вопросу
Размер суммы долга, установленный судом в исполнительном документе, может быть изменен только в судебном порядке.
В этой связи, работодатель не вправе самостоятельно уменьшать размер удержаний, указанный судом в исполнительном документе.
В статьях 110-112 Закона предусмотрен порядок распределения взысканных денежных средств между несколькими взыскателями.
Таким образом, размер удержаний в счет погашения задолженности, указанный в постановлении судебного исполнителя, может быть пропорционально распределен между несколькими взыскателями.
По третьему вопросу.
По вопросу обложения налогов и льгот на дополнительные дни отпуска указанных в Законе «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье», считаем необходимо обратиться в компетентный орган - Министерство финансов Республики Казахстан.
В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.