Вопрос:

На предприятии был проведен внутренний государственный аудит.
Согласно аудиторскому отчету, указано нарушение статьи 272 ГК РК, пункта 24 статьи 43 Закона «О государственных закупках» Республики Казахстан, пункта 7.3 Договоров в том, что Предприятием не в полном объеме обеспечено взыскание неустойки за каждый день просрочки на общую сумму 17,6 тыс. тенге за ненадлежащее исполнение обязательств поставщиком по договору (нарушение было устранено в соответствии и оплачена сумма неустойки виновными лицами).
Согласно ст. 5.4. договора о государственных закупках товаров датой поставки/передачи товара считается направление поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара.
В нашем случае неустойка была рассчитана с даты принятия товаров на склад по накладной, т.е. недосчитано количество просроченных дней.
Выводы по итогам внутреннего государственного аудита: Предприятием в нарушение подпункта 3) пункта 4 статьи 12 Закона «О государственных закупках» РК с иском не обратилось в суд о признании недобросовестными участниками государственных закупок за ненадлежащее исполнение своих обязательств по заключенным договорам о государственных закупках.
В случае, указанном в подпункте 3) части первой пункта 4, заказчик обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком Законодательства РК о государственных закупках, обратится с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям:
1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);
2) полного исполнения договорных обязательств;
3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.
В нашем случае все три условия соблюдены и, кроме того, поставщик выполнил все свои обязательства в срок не позднее 30 календарных дней со дня просрочки. 

 

Являются ли вышеуказанные обстоятельства нарушениями с привлечением к административной ответственности. 

 

Ответ Министра финансов РК от 12 декабря 2022 года на вопрос от 7 декабря 2022 года № 761274: 

 

В соответствии с пунктом 23 статьи 43 Закона «О государственных закупок» (далее – Закон), договор о государственных закупках считается исполненным при условии полного выполнения заказчиком и поставщиком принятых обязательств по указанному договору. 

При этом, согласно пункту 24 статьи 43 Закона, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения принятых поставщиком обязательств по договору о государственных закупках заказчик обеспечивает взыскание неустойки (штрафа, пени). 

Неустойка (штраф, пеня) зачисляется в доход соответствующих бюджета, государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которого принадлежат государству, или аффилированных с ними юридических лиц. 

В соответствии с пунктом 1.1. Типового договора о государственных закупках товаров (далее – Типовой договор) приложение 33 к Правилам осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648 (далее - Правила), поставщик обязуется поставить Товар согласно условиям, требованиям и по ценам, указанным в приложениях к настоящему Договору, являющихся неотъемлемой его частью, а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить за него на условиях настоящего Договора при условии надлежащего исполнения Поставщиком своих обязательств по Договору. 

При этом, в соответствии с пунктом 7.3. Типового договора, в случае просрочки сроков поставки Товара Заказчик удерживает (взыскивает) с Поставщика неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1 % от общей суммы Договора за каждый день просрочки в случае полного неисполнения поставщиком обязательств либо удерживает (взыскивает) неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1 % от суммы неисполненных обязательств за каждый день просрочки в случае ненадлежащего исполнения (частичного неисполнения) обязательств. 

При этом общая сумма неустойки (штрафа, пени) не должна превышать 10 % от общей суммы Договора. 

В соответствии с пунктом 540 Правил, исполнение договора о государственных закупках при поставке товаров осуществляется в следующей последовательности:
1) доставка товара в пункт назначения товара;
2) оформление поставщиком посредством веб-портала электронной формы накладной на отпуск запасов на сторону и акта приема-передачи товара;
3) приемка товара заказчиком, либо его представителем по электронной форме доверенности согласно приложению 39 настоящих Правил;
4) оформление электронной счет-фактуры, выписанной посредством информационной системы электронных счетов-фактур, в соответствии с Правилами выписки счета-фактуры в электронной форме в информационной системе электронных счетов-фактур и его формы, утвержденными приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2019 года № 370, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 18583;
5) оплата заказчиком за поставленный товар. 

Согласно пункту 546 Правил, заказчик не позднее трех рабочих дней со дня получения на веб-портале уведомления об оформлении поставщиком акта приема-передачи товара, выполнения работ, оказания услуг, заполняет в акте информацию по договору и подписывает его электронно-цифровой подписью либо отказывает в принятии товаров, работ, услуг с указанием аргументированных обоснований. 

Также, пунктами 5.3 и 5.4 Типового договора установлено, что поставка считается поставленной при условии полной передачи Поставщиком Заказчику Товара в точном соответствии требованиям, указанным в технической спецификации (приложение 2 к Договору). 

При соблюдении условии пункта 5.3. настоящего Договора датой поставки/передачи Товара считается дата направления поставщиком посредством веб-портала заказчику акта приема-передачи товара. 

В этой связи, в случае просрочки сроков поставки Товара Заказчик удерживает (взыскивает) с Поставщика неустойку (штраф, пеню) в размере 0,1% от общей суммы Договора за каждый день просрочки. 

Вместе с тем, согласно пункту 4 статьи 12 Закона, реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) потенциальных поставщиков или поставщиков, предоставивших недостоверную информацию по квалификационным требованиям и (или) документам, влияющим на конкурсное ценовое предложение;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках. 

В случае, указанном в подпункте 3) части первой настоящего пункта, заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником государственных закупок, за исключением случаев, которые в совокупности удовлетворяют следующим условиям: 1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);
2) полного исполнения договорных обязательств;
3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику. 

 

Таким образом, удовлетворяющие в совокупности указанные условия являются основанием не обращения с иском в суд о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок по основанию, указанным в подпункте 3) части первой пункта 4 статьи 12 Закона. 

Бесплатно
Получить консультацию
Заказать