Вопрос: 

Прошу разъяснить нижеследующую норму Правил возмещения расходов на служебные командировки за счет бюджетных средств, в том числе в иностранные государства, утвержденные постановлением Правительства Республики Казахстан от 11 мая 2018 года от №256 (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил, «при командировках в местность, откуда командированный работник имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, расходы возмещаются в следующем порядке:
1) если командированный работник по окончании рабочего дня по собственной воле остается в месте командирования, то возмещение суточных и оплата транспортных расходов осуществляется в соответствии с пунктом 3 настоящих Правил;
2) если командированный работник ежедневно возвращается к месту постоянной работы, то возмещаются только транспортные расходы при наличии проездных документов без выплаты суточных.
Вопрос о том, может ли работник ежедневно возвращаться из места командировки к месту постоянной работы, в каждом конкретном случае решается руководителем аппарата центрального государственного органа, а в случаях отсутствия такового - руководителем государственного учреждения, в котором работает командированный, с учетом дальности расстояния, условий».
При этом, согласно пункту 2-1 Правил «государственные органы с учетом специфики их деятельности могут самостоятельно разрабатывать и утверждать внутренний порядок возмещения расходов на служебные командировки, в том числе в иностранные государства в соответствии с нормами, предусмотренными настоящими Правилами». 

Возможно ли в разработанном и утвержденном с учетом специфики деятельности (реализация контрольных функций) внутреннем порядке направления в служебные командировки предусмотреть возмещение и, соответственно, производить оплату суточных расходов, в случае если командированный работник ежедневно возвращается из места командировки к месту постоянного жительства? 

 

Ответ Министра финансов РК от 22 ноября 2022 года на вопрос от 31 октября 2022 года № 758109: 

 

В соответствии со статьей 18 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) на органы государственных доходов возложена задача по обеспечению полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет. 

Согласно пункту 2 статьи 31 Налогового кодекса государство, в лице органа государственных доходов, имеет право требовать от налогоплательщика (налогового агента) исполнения его налогового обязательства в полном объеме, а в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогового обязательства применять способы по его обеспечению и меры принудительного исполнения в порядке, определенном Налоговым кодексом. 

Таким образом, орган государственных доходов вправе требовать исполнение налоговых обязательств, предусмотренных нормами налогового законодательства, и в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля направлять соответствующее уведомление.

Вместе с тем, с 1 января 2019 года в соответствии с пунктом 1–1 статьи 68 Кодекса Республики Казахстан Налогового кодекса, в целях модернизации и совершенствования налогового администрирования налоговые органы вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками. 

В рамках данной нормы разработан и утвержден Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан - Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2019 года №1084 «Об утверждении Правил и сроков реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость на основании информационной системы электронных счетов-фактур с применением системы управления рисками (пилотный проект)» (далее – Правила). 

В соответствии с пунктом 3 Правил, участниками проекта являются плательщики НДС, которые отнесены к высокой степени риска, определенной на основании системы управления рисками, основанной на анализе данных по приобретенным и реализованным товарам, работам и услугам, а также налогоплательщики (контрагенты), являющиеся получателями товаров, работ, услуг согласно ЭСФ, выписанным налогоплательщиками, которые отнесены к высокой степени риска 

Согласно пункту 11 Правил степень риска субъектов категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией, и актуализируется раз в полугодие. 

При этом, информация о присвоенной степени риска, размещается на официальном сайте Комитета государственных доходов, а также направляется со сведениями об открытых критериях в web-приложение «Кабинет налогоплательщика», данная информация является результатом категорирования налогоплательщиков (налоговых агентов) в соответствии со статьей 136 Налогового кодекса (далее - Категорирование). 

Таким образом, как указывалось выше, степень риска по результатам Категорирования налогоплательщиков и степень риска по результатам пилотного проекта могут быть не идентичны, так как применяются в различных сферах администрирования и имеют различную нормативную правовую базу. 

Управлением государственных доходов в адрес Вашего поставщика направлено уведомление относительно того, что отражаемые в ЭСФ финансово-хозяйственные операции имеют низкую вероятность их осуществления. 

Согласно пункту 8 Правил уведомления, направленные в рамках пилотного проекта, подлежат исполнению в течение пяти рабочих дней со дня их вручения (получения). 

В соответствии с пунктом 9 главы 4 Правил исполнением налогоплательщиком уведомления признается:
1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями – отзыв выписанных ЭСФ;
2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями – предоставление налогоплательщиком пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления финансово-хозяйственной операции. 

Подпунктом 1) пункта 14 Правил установлено, что в случае неисполнения уведомления органы государственных доходов применяют ограничения доступа к ИС ЭСФ в течение одного рабочего дня после истечения срока исполнения уведомления. 

Вместе с тем, согласно пункту 17 Правил камеральный контроль и исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, осуществляется в порядке, определенном главой 10 Налогового кодекса, за исключением особенностей, предусмотренных Правилами. 

Согласно статьи 264 вычету не подлежат:
1) затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода;
2) расходы по операциям, совершенным без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров с налогоплательщиком, руководитель и (или) учредитель (участник) которого не причастен к регистрации (перерегистрации) и (или) осуществлению финансово-хозяйственной деятельности такого юридического лица, установленных решением суда, вступившим в законную силу, за исключением операций, по которым судом установлено фактическое получение товаров, работ, услуг от такого налогоплательщика;
3) расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным бездействующим в порядке, определенном статьей 91 данного Кодекса, со дня вынесения приказа о признании его бездействующим;
4) расходы по сумме, указанной в счет-фактуре и (или) ином документе, выписка которого признана вступившим в законную силу судебным актом или постановлением органа уголовного расследования о прекращении досудебного расследования по нереабилитирующим основаниям, совершенной субъектом частного предпринимательства без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
5) расходы по сделке, признанной недействительной на основании вступившего в законную силу решения суда;
6) неустойки (штрафы, пени), подлежащие внесению (внесенные) в бюджет, за исключением неустоек (штрафов, пени), подлежащих внесению (внесенных) в бюджет по договорам о государственных закупках;
7) сумма превышения расходов, для которых данным Кодексом установлены нормы отнесения на вычеты, над предельной суммой вычета, исчисленной с применением указанных норм;
8) сумма налогов и платежей в бюджет, исчисленная (начисленная) и уплаченная сверх размеров, установленных законодательством Республики Казахстан или иного государства (для налогов и платежей, уплаченных в бюджет иного государства);
9) затраты по приобретению, производству, строительству, монтажу, установке и другие затраты, включаемые в стоимость объектов социальной сферы, предусмотренных статьей 239 данного Кодекса, а также расходы по их эксплуатации;
10) стоимость имущества, переданного налогоплательщиком на безвозмездной основе, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Стоимость безвозмездно выполненных работ, оказанных услуг определяется в размере расходов, понесенных в связи с таким выполнением работ, оказанием услуг;
11) превышение суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога на добавленную стоимость за налоговый период, возникшее у налогоплательщика, применяющего статью 411 данного Кодекса;
12) отчисления в резервные фонды, за исключением вычетов, предусмотренных статьями 250, 252 и 253 данного Кодекса;
13) балансовая стоимость запасов, передаваемых по договору купли-продажи предприятия как имущественного комплекса;
14) сумма уплаченного дополнительного платежа недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;
15) затраты налогоплательщика, включаемые в соответствии со статьей 228 данного Кодекса в первоначальную стоимость активов, не подлежащих амортизации;
16) расходы, связанные с реализацией полезных ископаемых, переданных недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме;
17) стоимость объемов полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме, – у получателя от имени государства;
18) балансовая стоимость активов, передаваемых во временное владение и пользование по договору имущественного найма (аренды), кроме договора лизинга;
19) стоимость объемов полезных ископаемых, передаваемых недропользователем в счет исполнения налогового обязательства в натуральной форме;
20) расходы дочерней организации банка, приобретающей сомнительные и безнадежные активы родительского банка: 

  • в виде денег, полученных данной организацией в соответствии с законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности и перечисленных родительскому банку; 
  • не связанные с осуществлением видов деятельности, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о банках и банковской деятельности;
     

21) расходы некоммерческой организации, произведенные за счет доходов, указанных в пункте 2 статьи 289 данного Кодекса;
22) расходы индивидуального предпринимателя, состоящего на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридического лица в пользу другого индивидуального предпринимателя, состоящего на регистрационном учете в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, или юридического лица по гражданско-правовой сделке, оплата которой произведена за наличный расчет с учетом налога на добавленную стоимость, независимо от периодичности платежа, в сумме, превышающей 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа. 

 

Соответственно, исключение расходов в рамках Налогового кодекса определяется статьей 264, при этом, в случае отсутствия затрат, указанных в статье 264, они не подлежат вычету, если иное не установлено налоговым законодательством.  


Также сообщаем, что в Вашем обращении отсутствуют конкретные факты, обстоятельства, указывающие на правонарушение в области налогообложения, а также дата и номер выставленного в Ваш адрес уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля. 

В связи с чем, просим предоставить их в наш адрес в целях всестороннего и полного рассмотрения обращения. 

Бесплатно
Получить консультацию
Заказать