Вопрос: 

Согласно подпункта 42 пункта 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» от 4 декабря 2015 года № 434-V (далее –закон) аппараты акиматов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, имеют право заключать государственные закупки способом из одного источника, на закупку товаров, работ и услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает трехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Однако, согласно пункта 1 статьи 41 закона осуществление государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по основаниям, предусмотренным статьи 39 настоящего Закона, следует проводить в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) статьи 13 настоящего Закона. 

В связи с чем, возникает вопрос акиматам городов районного значения, сел, поселков, сельских округов, необходимо проводить государственные закупки согласно подпункта 42 пункта 3 статьи 39, или же изначально ссылаться на пункт 1 статьи 41 закона, и проводить государственные закупки подпунктах 1), 2), 3) и 5) статьи 13 настоящего Закона. 

 

Ответ Министра финансов РК от 29 ноября 2022 года на вопрос от 25 ноября 2022 года № 760291: 

 

Пункт 3 статьи 39 Закона «О государственных закупках» (далее- Закон) предусматривает исчерпывающий перечень оснований осуществления государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках. Вместе с тем, Законом от 15 ноября 2021 года № 72-VII ЗРК внесены изменения в Закон, которые действуют с 1 января 2022 года. 

Так, согласно пункту 2-1 статьи 13 Закона, заказчики при определении способа осуществления государственных закупок стремятся к выбору конкурентных способов государственных закупок. 

Согласно подпункту 42) пункта 3 статьи 39 Закона осуществляется приобретение аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает трехтысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Кроме того, внесены изменения в статью 41 Закона. 

Так, согласно пункту 1 статьи 41 Закона, государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона. 

Пунктом 3 статьи 41 Закона предусмотрено, что заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан разместить на веб-портале государственных закупок отчет о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по форме, определенной правилами осуществления государственных закупок. 

Отчет должен содержать следующее:
1) сведения о должностном лице, принявшем решение о заключении договора о государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках;
2) обоснование причин невозможности осуществления государственных закупок иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона;
3) обоснование выбора поставщика;
4) обоснование цены заключенного договора о государственных закупках, а также иные условия договора о государственных закупках. 

При этом, согласно пункту 4 статьи 41 Закона, решение об осуществлении государственных закупок данным способом принимается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности, либо руководителем аппарата центрального государственного органа или иным осуществляющим полномочия руководителя аппарата должностным лицом. 

Лицо, принявшее решение об осуществлении государственных закупок данным способом, несет персональную ответственность за соблюдение принципов государственных закупок, предусмотренных подпунктом 1) статьи 4 Закона (п. 5 ст. 41 Закона). 

На основании вышеизложенного, с 1 января 2022 года государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений, через товарные биржи.

При этом, невозможность осуществления государственных закупок конкурентным способом обосновывается в размещаемом отчете о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора. 

 

Таким образом, проведение закупок путем прямого заключения договора осуществляется решением первого руководителя заказчика либо лица, исполняющего его обязанности, либо руководителя аппарата центрального государственного органа или иного осуществляющего полномочия руководителя аппарата должностного лица, основанным на обосновании невозможности осуществления государственных закупок конкурентными способами. 

Бесплатно
Получить консультацию
Заказать