Вопрос:
Просим Вас разъяснить некоторые нормы Правил осуществления закупок отдельными субъектами квазигосударственного сектора, за исключением Фонда национального благосостояния и организаций Фонда национального благосостояния, утвержденных приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 1253 (далее - Правила).
Просим Вас разъяснить, имеет ли право организатор закупок устанавливать в тендерной документации требование о наличии у потенциального поставщика собственного или арендованного офиса в каком-либо конкретном городе Казахстана на период заключения договора закупки услуг.
При этом документы, подтверждающие наличие такого офиса, потенциальный поставщик обязан предоставить не в случае заключения договора на оказание услуг, а уже в составе своей тендерной заявки.
Соответственно, отсутствие такого офиса у потенциального поставщика на этапе предоставления заявки на участие в тендере лишает его права участвовать в таком тендере.
Обращаем внимание, что предметом тендера являются услуги по предоставлению персонала.
Не сужает ли данное требование необоснованно круг потенциальных поставщиков, поскольку действующее законодательство Республики Казахстан, в том числе Правила, не ограничивает право поставщиков участвовать в тендерах или оказывать услуги в зависимости от наличия у поставщика офиса в каком-либо конкретном городе Казахстана?
Не ограничивает ли данное требование и не усложняет ли необоснованно данное требование участие потенциальных поставщиков в указанной закупке?
В соответствии с пунктом 23 Правил, не устанавливаются квалификационные требования, указанные в подпункте 4) пункта 22 настоящих Правил, которые:
1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в закупках;
2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о закупках товаров, работ, услуг. Обращаем внимание, что в данной закупке требование о наличии офиса в каком-либо конкретном городе Казахстана не вытекает из необходимости выполнения обязательств по договору о закупках услуг, поскольку в соответствии с тендерной документацией местом оказания услуг является объект организатора закупок, а не офис потенциального поставщика.
Ответ Министра финансов РК от 10 октября 2022 года на вопрос от 12 сентября 2022 года № 753864:
В соответствии с подпунктом 4) пункта 22 Правил осуществления закупок отдельными субъектами квазигосударственного сектора, за исключением Фонда национального благосостояния и организаций Фонда национального благосостояния (утв. Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2021 года № 1253) (далее - Правила), к потенциальным поставщикам предъявляются квалификационные требования по обладанию материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору.
Не устанавливаются квалификационные требования, указанные в подпункте 4) пункта 22 настоящих Правил, которые:
1) ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в закупках;
2) непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о закупках товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 24 Правил, потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным пунктом 22 настоящих Правил, представляет организатору закупок соответствующие документы, предусмотренные настоящими Правилами.
Согласно пункту 2 приложения 3 к Правилам, настоящая тендерная документация (далее – ТД) включает в себя:
В пункте 4 приложения 5 к ТД устанавливаются требования по наличию необходимых материальных и трудовых ресурсов, с указанием, при необходимости, стажа работника со сроком не более трех лет.
В свою очередь, потенциальные поставщики в соответствии с приложением 15 к ТД, заполняют сведения о квалификации, с указанием в пункте 5 сведении о наличии требуемых трудовых ресурсах, необходимых для оказания услуг с приложением электронных копий подтверждающих документов – документ о квалификации (указать номер и дату выдачи диплома об образовании, сертификата, аттестата, приложить их электронные копии), и документ удостоверяющий личность.
Таким образом, потенциальные поставщики при подтверждении соответствию квалификационным требованиям по обладанию трудовыми ресурсами подтверждают соответствующую квалификацию заявляемых специалистов.
При этом, запрещается устанавливать квалификационные требования, ограничивающие и необоснованно усложняющие участие потенциальных поставщиков в закупках, а также непосредственно не вытекающие из необходимости выполнения обязательств по договору о закупках товаров, работ, услуг.
Согласно Закону «Об образовании», магистратурой является послевузовское образование, образовательные программы которого направлены на подготовку кадров с присуждением степени "магистр".
Магистр — это степень, присуждаемая лицам, освоившим образовательные программы магистратуры.
Согласно пункту 3 статьи 35 Закона «Об образовании», обучающемуся, прошедшему итоговую аттестацию по освоению образовательной программы высшего образования, присуждается степень "бакалавр" или присваивается квалификация "специалист".
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона «Об образовании», образовательные программы высшего образования направлены на подготовку высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями отраслей экономики с присуждением степени "бакалавр" или присвоением квалификации "специалист".
Лица, завершившие обучение по образовательной программе высшего образования с присуждением степени "бакалавр" или присвоением квалификации "специалист", могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования.
В этой связи, считаем, что установление квалификационных требований в части наличия трудовых ресурсов, обладающих степенью магистра для приобретения услуг по предоставлению персонала, считаем излишним.
Вместе с тем, в соответствии с пунктами 66 - 67 Правил, обязательным условием утверждения тендерной документации является предварительное обсуждение проекта тендерной документации потенциальными поставщиками, за исключением случаев осуществления закупок сведения о которых составляют государственные секреты в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах, и (или) содержат служебную информацию в соответствии с пунктом 4 статьи 45 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан.
Замечания к проекту тендерной документации, а также запросы о разъяснении положений тендерной документации могут быть направлены потенциальными поставщиками посредством веб-портала заказчику, организатору не позднее пяти рабочих дней со дня размещения объявления об осуществлении закупок.
Кроме того, в соответствии со статьей 15 Закона Республики Казахстан «О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора», контроль за соблюдением отдельными субъектами квазигосударственного сектора требований настоящего Закона и правил осуществления закупок проводится централизованной службой по контролю за закупками и уполномоченным органом в сфере закупок.
В свою очередь, следует отметить, что согласно пункту 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.