Управление государственных доходов по Бостандыкскому району г. Алматы сообщает следующее:
В соответствии с подпунктом 4) пункта 2 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) налоговые органы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства. В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса исполнение налогового обязательства осуществляется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено Налоговым кодексом. В рассматриваемом случае не ясны предмет и условия договора, которые влекут возникновение налогового обязательства, что является существенным для определения порядка налогообложения. При этом, возникновение того или иного юридического факта зависит от условий гражданско-правовых сделок, финансовых взаимоотношений между участниками сделок. Вместе с тем, представляем общеустановленный порядок налогообложения по интересующим Вас вопросам. Согласно подпункту а) пункта 3 статьи 12 Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Соединенных Штатов Америки (далее – США) об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (г. Алматы, 24 октября 1993 года) (далее – Конвенция) термин «роялти» при использовании Конвенции означает любые платежи, полученные в качестве вознаграждения за использование или за право использования любых авторских прав на произведения литературы, искусства или науки, включая компьютерные программы, видеокассеты, кинофильмы и пленки для теле- и радиопередач, любой патент, товарный знак, чертеж или модель, схемы, секретную формулу или процесс, или другие подобные права или имущество, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта. Из Вашего обращения следует, что "А" оформил подписку на сайте Facebook (платформе Instagram) имеет доступ к личному кабинету через которого оформляет заказ на рекламу. Поставщиком данной платформой (программного обеспечения) является резидент США. Соответственно, если нерезидентом, оказываются платные услуги по предоставлению права пользования интернет ресурсом (программное обеспечение) путем предоставления доступа к системе Facebook (платформе Instagram), то платежи за предоставление такого права подпадают под термин роялти. В соответствии с подпунктом 52) пункта 1 статьи 1 Налогового кодекса роялти – платеж, в том числе за использование или право на использование авторских прав, программного обеспечения, чертежей или моделей, за исключением полной или частичной реализации имущественных (исключительных) прав на объект интеллектуальной собственности; использование или право на использование патентов, товарных знаков или других подобных видов прав. Согласно подпункту 13) пункта 1 статьи 644 Налогового кодекса доходом
нерезидента из источников в Республике Казахстан признается доходов в виде роялти. Из пункта 1 статьи 645 Налогового кодекса следует, что доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса - нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646
Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи. Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом: 1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту - по начисленным и выплаченным доходам; 2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, - по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты. Таким образом, вышеуказанный доход нерезидента подлежит налогообложению в Республике Казахстан по ставке 15 процентов. Пунктом 1 статьи 667 Налогового кодекса определено, что если иное не установлено международным договором, при выплате доходов нерезиденту в виде дивидендов, вознаграждений и (или) роялти или при отнесении невыплаченных доходов нерезидента в виде вознаграждений и (или) роялти на вычеты налоговый агент вправе самостоятельно применить освобождение от налогообложения или сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, при соблюдении следующих условий: 1) нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода; 2) налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса, представлен документ, подтверждающий резидентство нерезидента. В целях раздела 19 Налогового кодекса под окончательным (фактическим) получателем (владельцем) доходов следует понимать лицо, которое имеет право владения, пользования, распоряжения доходами и не является посредником в отношении такого дохода, в том числе агентом, номинальным держателем. В связи с чем, налоговый агент вправе самостоятельно применить сниженную ставку налога, предусмотренную международным договором, если нерезидент является окончательным (фактическим) получателем (владельцем) дохода и предоставит налоговому агенту в срок, установленный пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство. Вместе с тем, Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция) действует в Республике Казахстан с 1 января 2021 года и ввиду направления США уведомления в Депозитарий ОЭСР о начале действия для США в отношении корпоративного подоходного налога у источника выплаты также с 1 января 2021 года, при определении налогооблагаемой базы необходимо руководствоваться положениями Конвенции с учетом положений Многосторонней конвенции. Из преамбулы самой Многосторонней конвенции следует, что «…Признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которых прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке; …Признавая важность обеспечения того, чтобы прибыль облагалась налогом по месту ведения основной экономической деятельности, в результате которой формируется прибыль и создается стоимость…». Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Многосторонней конвенции независимо от любых положений налогового соглашения, льгота в соответствии с налоговым соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений налоговых соглашений. Учитывая вышеизложенное, в целях освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога при выплате резидентом Республики Казахстан дохода резиденту США, налоговому агенту необходимо определить соответствие транзакции нерезиденту требованиям, предусмотренным PPT статьи 7 Многосторонней конвенции, новой преамбулой Конвенции и преамбулой Многосторонней конвенции. Вместе с тем, если доход резидента США не подлежит в США включению в налогооблагаемый доход данного нерезидента либо подлежит обложению налогом с правом на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода, то существует большая вероятность, что одной из целей транзакции такому нерезиденту было получение льготы, предусмотренной Конвенцией (PPT), налоговый агент при выплате дохода резиденту США не вправе применять освобождение от налогообложения или пониженную ставку корпоративного подоходного налога, предусмотренную Конвенцией. По вычетам согласно пункту 3 статьи 190 Налогового кодекса если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В соответствии с пунктом 1 статьи 242 Налогового кодекса Расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода с учетом положений, установленных настоящей статьей и статьями 243 - 263 настоящего Кодекса, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с настоящим Кодексом. Положения настоящего пункта применяются к расходам налогоплательщика, понесенным как в Республике Казахстан, так и за ее пределами. Затраты налогоплательщика на строительство, приобретение фиксированных активов и другие затраты капитального характера относятся на вычеты в соответствии со статьями 265 - 276 настоящего Кодекса. Согласно пункту 3 статьи 242 Налогового кодекса Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Расходы будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, подлежат вычету в том налоговом периоде, к которому они относятся. В соответствии с пунктом 4 статьи 242 Налогового кодекса, если иное не установлено настоящей статьей и статьями 243 -263 настоящего Кодекса, для целей настоящего раздела признание расходов, включая дату их признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. В случае, когда порядок признания расходов в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности отличается от порядка определения вычетов в соответствии с настоящим Кодексом, указанные расходы учитываются для целей налогообложения в порядке, определенном настоящим Кодексом. Таким образом, фактически произведенные расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету в налоговом периоде, в котором они признаны в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности при наличии документов, подтверждающих такие расходы. Вместе с тем, обращаем внимание, что данное разъяснение и комментарии не относятся к нормативным правовым актам, не являются обязательными для исполнения и подлежат оценке судом с учетом их соответствия нормам налогового законодательства. Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 9
Административного процедурно-процессуального Кодекса Вы вправе в порядке, установленном настоящим Кодексом, обратиться в административный орган, к должностному лицу или в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов.