Вопрос:
Вопрос в части трактования норм законодательства о государственных закупках.
Подпункт 42) пункта 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» в редакции от 01 января 2021 года гласит: "приобретения однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете".
Установленные пределы должны учитывать НДС?
Например, в 2021 году 1 МРП был равен 2 917 тенге, соответственно 500 МРП = 1 458 500,00 тенге.
В годовом плане государственных закупок ТРУ, сумма пункта плана без НДС составляет 1 457 000,00 тенге, однако при заключении договора с поставщиком являющимся плательщиком НДС, сумма договора превышает установленное ограничение в размере 500 МРП.
Ответ Министра финансов РК от 28 июля 2022 года на вопрос от 18 июля 2022 года № 747860:
Согласно подпункту 2) пункта 2 статьи 5 Закона «О государственных закупках» (далее - Закон), годовой план государственных закупок (предварительный годовой план государственных закупок) должен содержать сведения, в том числе, номенклатуру товаров, работ, услуг согласно справочнику, включая суммы, выделенные для осуществления государственных закупок, без учета налога на добавленную стоимость.
Аналогичная норма установлена в подпункте 2) пункта 11 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648 (далее-Правила).
Вместе с тем, согласно пункту 14 Правил не допускается утверждение (уточнение) годового плана государственных закупок в объеме, не соответствующем бюджету (плану развития) в совокупности по спецификам экономической классификации (статьям расходов), по которым требуется заключение договоров о государственных закупках.
Также, согласно пункту 21 статьи 43 Закона договор о государственных закупках должен содержать условия уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан.
Так, заказчики составляют годовые планы государственных закупок без учета налога на добавленную стоимость.
При этом, согласно подпункту 42) пункта 3 статьи 39 Закона (в ред. действовавшей до 1 января 2022 года) государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
В этой связи, государственные закупки в соответствии с подпунктом 42) пункта 3 статьи 39 Закона осуществляются на основании годового плана государственных закупок без учета налога на добавленную стоимость.
В свою очередь, отмечаем, что в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.