/ Банк документов

Вопрос: 

ЮЛ резидент РК (является платежной организацией, зарегистрированной в Нацбанке РК) осуществляет прием наличных денег, а также электронных денег (через систему другой платежной организации) от физических и/или юридических лиц через пункты платежей с целью их дальнейшего перечисления в пользу Поставщику товаров, работ, услуг напрямую или через сеть других дилеров, которые за вознаграждение в интересах и от имени Платежной организации осуществляют прием наличных денег и электронных денег и переводят Поставщику.
Вопрос какие налоговые обязательства возникают у Платежной организации ЮЛ резидента РК и в каком размере их нужно будет облагать и можно будет указать все ссылки из НК и актов о платежах и платежных системах и о банковской деятельности (если таковые имеются к данному случаю).

Будет ли это как договор комиссии с обложением КПН и НДС в размере вознаграждения или финансовой услугой освобождаемой от НДС Платежную организацию ЮЛ резидента РК? 

 

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 9 января 2023 года на вопрос от 13 декабря 2022 года № 762814: 

 

Исполнение налогового обязательства зависит от конкретных условий гражданско-правовых сделок и финансовых взаимоотношений между участниками сделок, при этом в рассматриваемом случае, не ясны условия и предмет договора оказания услуг по приему и передаче денежных средств, оказываемых платежной организацией, в связи с чем, возможно предоставление разъяснений общих положений налогообложения применительно к рассматриваемому случаю. 

Относительно налогообложения комиссионера, осуществляющего деятельность в рамках договора комиссии 

По корпоративному подоходному налогу 

В соответствии с пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) если иное не установлено пунктом 4 данной статьи, налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. 

Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход от реализации. 

Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса предусмотрено, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228-240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 227 Налогового кодекса доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза. 

 

На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога организация, осуществляющего деятельность в качестве агента признает доход в сумме вознаграждений в соответствии с МСФО 15 и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. 


При этом в случае если, организация является принципалом в соответствии с МСФО 15 и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности при реализации услуг доходом организации является вся сумма стоимости реализуемых услуг. 

По налогу на добавленную стоимость 

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса не являются оборотом по реализации комиссионера: 

  • реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг комиссионером по поручению комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии; 
  • передача комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии; 
  • выполнение работ, оказание услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, за исключением случаев, когда такие работы, услуги являются оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента. 
     

Пунктом 9 статьи 381 Налогового кодекса установлено, что при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, передаче комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, а также при выполнении работ, оказании услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, размер оборота по реализации комиссионера определяется в размере одной из следующих сумм: 

  • его комиссионного вознаграждения без включения в него НДС; 
  • стоимости работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента. 
     

Таким образом, в случае выполнения работ, оказания услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, у комиссионера возникает облагаемый оборот на основе вознаграждения. 


Относительно применения положений подпункта 7) статьи 394 Налогового кодекса 

В соответствии с подпунктом 7) статьи 394 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) обороты по реализации услуг по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами. 

Пунктом 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» (далее – Закон) предусмотрены виды платежных услуг:
1) услуги по приему и осуществлению платежей и (или) переводов денег с использованием банковского счета;
2) услуги по приему наличных денег для зачисления на банковские счета, в том числе третьих лиц;
3) услуги по приему наличных денег для осуществления платежа без открытия банковского счета отправителя денег;
4) услуги по осуществлению переводов денег без открытия банковского счета;
5) услуги по выпуску и погашению электронных денег;
6) услуги по выпуску платежных карточек;
7) услуги по реализации (распространению) электронных денег и платежных карточек;
8) услуги по приему и обработке платежей, совершаемых с использованием электронных денег;
9) услуги по обработке платежей, инициированных клиентом в электронной форме, и передаче необходимой информации банку, организации, осуществляющей отдельные виды банковских операций, для осуществления платежа и (или) перевода либо принятия денег по данным платежам. 

Согласно подпункту 4) пункта 2 статьи 13 Закона платежные услуги оказываются платежной организацией при наличии регистрационного номера учетной регистрации платежных услуг, указанных в подпунктах 3), 7) - 9) пункта 1 статьи 12 Налогового кодекса. 

На основании вышеизложенного, с учетом позиции Национального банка Республики Казахстан к услугам по обеспечению информационного и технологического взаимодействия между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке информации участникам расчетов по операциям с платежными карточками и электронными деньгами, оказываемым платежной организацией, освобожденным от НДС в соответствии с подпунктом 7) статьи 394 Налогового кодекса, относятся платежные услуги, предусмотренные подпунктами 8) и 9) пункта 1 статьи 12 Закона. 

 

Вместе с тем вопрос отнесения оказываемой услуги к платежным услугам, предусмотренным подпунктом 8) и 9) пункта 1 статьи 12 Закона регулируется Законом и относится к компетенции Национального банка Республики Казахстан. 


Относительно применения положений подпункта 8) пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса 

В соответствии с подпунктом 8) пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса к финансовым операциям, освобождаемым от НДС, относятся операции с платежными карточками, электронными деньгами, чеками, векселями, депозитными сертификатами. 

Согласно подпункту 67) статьи 1 Закона электронные деньги – безусловные и безотзывные денежные обязательства эмитента электронных денег, хранящиеся в электронной форме и принимаемые в качестве средства платежа в системе электронных денег другими участниками системы. 

Подпунктом 77) статьи 1 Закона предусмотрено, что средство электронного платежа – платежная карточка или иной электронный носитель, содержащие информацию, которая позволяет отправителю денег, имеющему полномочие совершать платеж и (или) перевод денег, инициировать осуществление платежа и (или) перевода денег, а также осуществлять иные операции, предусмотренные договором между ним и эмитентом средства электронного платежа. На основании вышеизложенного, осуществление операций с электронными деньгами подлежит освобождению от НДС согласно подпункту 8) пункта 2 статьи 397 Налогового кодекса. 

При этом вопрос отнесения оказываемой услуги к операциям с электронными деньгами регулируется Законом и относится к компетенции Национального банка Республики Казахстан. 

Бесплатно
Получить консультацию
Заказать