Вопрос:
В целях соблюдения статьи 41 пункта 1 Закона Республики Казахстан от 4 декабря 2015 года № 434-V ЗРК" О государственных закупках " обязательно ли проведение государственных закупок сначала способом открытого конкурса, а затем способом запроса ценовых предложений?
И только после признания государственных закупок данными способами несостоявшимися можно заключить договор способом из одного источника путем прямого заключения договора руководствуясь подпунктом 42 пункта 3 статьи 39 настоящего Закона?
В связи вышеизложенным прошу дать разъяснения и способствовать решению данного вопроса.
Ответ Министра финансов РК от 2 августа 2022 года на вопрос от 25 июля 2022 года № 748591:
В соответствии с пп. 42 пункта 3 статьи 39 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон), государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения аппаратами акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов однородных товаров, работ, услуг, если годовой объем таких однородных товаров, работ, услуг в стоимостном выражении не превышает трехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
Вместе с тем, согласно пункту 2-1 статьи 13 Закона, заказчики при определении способа осуществления государственных закупок стремятся к выбору конкурентных способов государственных закупок.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 41 Закона, государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона.
Пунктом 3 статьи 41 Закона предусмотрено, что заказчик не позднее десяти рабочих дней со дня заключения договора о государственных закупках обязан разместить на веб-портале государственных закупок отчет о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по форме, определенной правилами осуществления государственных закупок.
Отчет должен содержать следующее:
1) сведения о должностном лице, принявшем решение о заключении договора о государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках;
2) обоснование причин невозможности осуществления государственных закупок иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона;
3) обоснование выбора поставщика;
4) обоснование цены заключенного договора о государственных закупках, а также иные условия договора о государственных закупках.
При этом, согласно пункту 4 статьи 41 Закона, решение об осуществлении государственных закупок данным способом принимается первым руководителем заказчика либо лицом, исполняющим его обязанности, либо руководителем аппарата центрального государственного органа или иным осуществляющим полномочия руководителя аппарата должностным лицом.
Лицо, принявшее решение об осуществлении государственных закупок данным способом, несет персональную ответственность за соблюдение принципов государственных закупок, предусмотренных подпунктом 1) статьи 4 Закона (п. 5 ст. 41 Закона).
На основании вышеизложенного, с 1 января 2022 года государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений, через товарные биржи.
При этом, невозможность осуществления государственных закупок конкурентным способом обосновывается в размещаемом отчете о государственных закупках из одного источника путем прямого заключения договора.
Таким образом, проведение закупок путем прямого заключения договора осуществляется решением первого руководителя заказчика либо лица, исполняющего его обязанности, либо руководителя аппарата центрального государственного органа или иного осуществляющего полномочия руководителя аппарата должностного лица, основанным на обосновании невозможности осуществления государственных закупок конкурентными способами.
Дополнительно сообщаем, что согласно пункту 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.