Вопрос:
Если по результатам камерального контроля любого уполномоченного контрольного органа выявлены определенные нарушения в действиях субъекта предпринимательства, которые отражены в соответствующем уведомлении, при этом во исполнение указанных нарушений объект контроля в полном объеме исполняет все указанные требования, и наряду с этим, исправляет аналогичные нарушения (самостоятельно приводит в соответствие с законодательством, но эти нарушения не указаны в уведомлении) в других аналогичных действиях, могут ли ли такие действия каким-то образом определить как невыполнение или ненадлежащее выполнение законных требований или предписаний, представлений, постановлений, выданных органами государственного контроля и надзора (должностных лиц), должностными лицами государственных органов?
Просим разъяснить и предоставить однозначный ответ, но при этом понимаем, что никакого двойного смысла или коллизий нет, и признавать такие действия нарушением по нашему мнению полный абсурд.
Ответ Министра финансов РК от 19 июля 2022 года на вопрос от 11 июля 2022 года № 747136:
Согласно пп.1 п.4 ст.30 Закона РК «О государственном аудите и финансовом контроле», мерами реагирования камерального контроля является направление обязательного для исполнения всеми государственными органами, организациями и должностными лицами уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
В соответствии с Главой 2 Правил «Об утверждении Правил проведения камерального контроля» утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 598 (далее - Правила), при выявлении нарушений по результатам камерального контроля территориальным подразделением оформляется и направляется объектам государственного аудита уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее – уведомление) с приложением описания выявленных нарушений, и автоматически регистрируется на веб-портале.
Уведомление исполняется объектом государственного аудита в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения) объекту государственного аудита.
Элементы камерального контроля государственных закупок и способы устранения нарушений, указанных в уведомлении, отражены в приложении 3 к настоящим Правилам.
Информация об исполнении уведомления (при необходимости с приложением подтверждающих документов) представляется объектом государственного аудита посредством веб-портала в территориальное подразделение, направившее уведомление, по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
При несогласии с нарушениями, указанными в уведомлении, объект государственного аудита подает посредством веб-портала в апелляционную комиссию при уполномоченном органе (далее – апелляционная комиссия) в порядке и сроки, установленные главой 11-1 Закона, возражение к нарушениям, указанным в уведомлении об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля выявленным по результатам камерального контроля, по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам.
Предусмотренным подпунктом 1) пункта 30 настоящих Правил уведомление подлежит:
1) отмене, при условии оспаривания всех нарушений, указанных в уведомлении;
2) исполнению в части устранения нарушений, указанных в уведомлении, которые не оспариваются возражением.
Предусмотренное подпунктом 2) пункта 30 настоящих Правил, уведомление подлежит исполнению в части устранения нарушений по неудовлетворенным доводам возражения.
Предусмотренное подпунктом 3) пункта 30 настоящих Правил, уведомление подлежит исполнению объектом государственного аудита в полном объеме.
В свою очередь, отмечаем, что в соответствии с п. 4 ст. 60 Закона РК «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.