Вопрос:
В целях правильного и единообразного применения правовых актов, просим дать разъяснения на следующие нормы действующего закона.
В соответствии с подпунктом 48, пункта 3, статьи 39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон), заказчикам предоставлена возможность осуществлять государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора на услуги авторского надзора.
В 2020 году разработчик проектно-сметной документации отказался от оказания авторского надзора и на основании подпункту 2, пункта 2-1, статьи 34 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», делегировал проведение осуществление авторского надзора за строительством объекта заказчику для самостоятельного выбора поставщика инжиниринговых услуг по ведению авторского надзора, имеющего соответствующий аттестат.
Заказчик в 2020 году заключил договор на основании подпункта 48, пункта 3, статьи 39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» с поставщиком имеющего соответствующий аттестат по ведению авторского надзора.
Ответ Министра финансов РК от 14 декабря 2022 года на вопрос от 9 декабря 2022 года № 761390:
Пункт 3 статьи 39 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках», (далее – Закон), предусматривает исчерпывающий перечень оснований осуществления государственных закупок способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках.
При этом, согласно подпункту 48) пункта 3 статьи 39 Закона, государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случае приобретения услуг по авторскому надзору за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами.
В соответствии с пунктом 2-1 статьи 34 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» разработчик проекта вправе делегировать проведение (осуществление) авторского надзора за строительством объекта:
1) эксперту, имеющему аттестат на право осуществления инжиниринговых услуг в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
2) заказчику для самостоятельного выбора поставщика инжиниринговых услуг по ведению авторского надзора, имеющего соответствующий аттестат.
Вместе с тем, согласно пункту 2-1 статьи 13 Закона, заказчики при определении способа осуществления государственных закупок стремятся к выбору конкурентных способов государственных закупок.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 41 Закона, государственные закупки товаров, работ, услуг способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 39 настоящего Закона, осуществляются в исключительных случаях, когда невозможно приобрести такие товары, работы, услуги иными способами, указанными в подпунктах 1), 2), 3) и 5) пункта 1 статьи 13 Закона.
В этой связи, считаем, что самостоятельный выбор поставщика инжиниринговых услуг по ведению авторского надзора, имеющего соответствующий аттестат следует осуществлять с учетом норм статьи 41 Закона.