/ Банк документов

Вопрос: 

Согласно п. 1 ст. 370 Гражданского Кодекса Республики Казахстан (далее по тексту – ГК РК), обязательство прекращается полностью или в части зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.
Таким образом, обязательным условием для прекращения обязательств полностью или частично зачетом является: однородность требований и наступление сроков.
В соответствии со п. 2 ст. 370 ГК РК, не допускается зачет требований:
1) если по заявлению одной из сторон к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек;
2) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
3) о взыскании алиментов;
4) о пожизненном содержании;
4-1) к банку, филиалу банка-нерезидента Республики Казахстан, лишенным лицензии либо находящимся в процессе консервации или ликвидации (прекращения деятельности), если требования кредитора возникают из договора (договоров) уступки права требования;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором.
Для единообразного применения законодательства Республики Казахстан. 

  1. Достаточно ли для произведения взаимозачета между двумя компаниями отправки заявления о взаимозачете?
  2. Требуется ли для произведения взаимозачета между двумя компаниями согласия второй компании?
  3. Требуется ли для произведения взаимозачета между двумя компаниями подписания дополнительных документов в виде актов сверок или соглашений о взаимозачете? 

 

Ответ Министра юстиции РК от 25 марта 2022 года на вопрос от 4 марта 2022 года № 729830: 

 

Согласно пункту 1 статьи 370 Кодекса обязательство прекращается полностью или в части зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования. 

Для зачета достаточно заявления одной стороны. 

Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 148 Кодекса односторонней считается сделка, для совершения которой, в соответствии с законодательством или соглашением сторон, необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. 

В то же время, пункт 1 статьи 149 Кодекса устанавливает, что односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. 

Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законодательными актами либо соглашением с этими лицами. 

Таким образом, для прекращения обязательства полностью или в части зачетом достаточно заявления одной стороны. 

Вместе с тем, вышеуказанные нормы не предусматривают требование по заключению сторонами дополнительных соглашений. 

При этом, согласно нормам статьи 123 Налогового кодекса (далее - НК) акт сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебитором должен содержать следующие сведения: 

  • наименование налогоплательщика (налогового агента) и его дебитора, их идентификационные номера; 
  • сумму задолженности дебитора перед налогоплательщиком (налоговым агентом); 
  • юридические реквизиты, печать (при ее наличии) и подписи налогоплательщика (налогового агента) и его дебитора либо электронные цифровые подписи налогоплательщика и его дебитора; дату составления акта сверки, которая не должна быть ранее даты получения уведомления о погашении задолженности в бюджет. 
     

На основании акта сверки взаиморасчетов или акта проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента). 

 

Таким образом, вышеуказанными нормами может устанавливаться требование по составлению акта сверки взаиморасчетов между налогоплательщиком и дебиторами. 


Данный акт предоставляется налоговому органу при взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) со счетов его дебиторов. 

Вместе с тем, подпункт 70) пункта 1 статьи 1 НК устанавливает, что уполномоченный орган (Министерство финансов Республики Казахстан) это государственный орган, осуществляющий руководство в сфере обеспечения поступлений налогов и платежей в бюджет. 

В этой связи, по поднимаемым Вами вопросам рекомендуем дополнительно обратиться в вышеуказанный государственный орган. 

Также сообщаем, что данное разъяснение согласно пункту 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер.

Бесплатно
Получить консультацию
Заказать