Вопрос: 

Юр.лицо нерезидент (РФ), оказывает образовательные услуги на территории РК юр. лицу резиденту (РК), которые облагаются у источника выплаты в РК подоходным налогом по ставке 20%.
Юр. лицо резидент (РК) запросила документы для применения Конвенции между нашими странами с целью использования освобождения от КПН.
Юр.лицо нерезидент (РФ) предоставляет выписку из единого государственного реестра юридических лиц, из которой видно, что акционерами Юр.лицо нерезидент (РФ) являются 100% юр лицо нерезидент (Россия), Устав, справку, подтверждающую статус налогового резидентства РФ. 

  1. Может ли Юр. лицо резидент (РК) при таких условиях применить Конвенцию между РК и РФ, предусмотренную новой многосторонней Конвенции MLI?
  2. Какие документы необходимо запрашивать для применения Конвенции между РК и РФ при соблюдении требований MLI? 

 

Ответ Министра финансов РК от 22 ноября 2022 года на вопрос от 14 ноября 2022 года № 759175: 

 

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 644 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», (Налоговый кодекс) доходом нерезидента из источников в Республике Казахстан доход от выполнения работ, оказания услуг на территории Республики Казахстан. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 645 Налогового кодекса доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса – нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов. 

При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данного статьи. 

Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:
1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты. 

Таким образом, вышеуказанные доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан облагаются корпоративным подоходным налогом, удерживаемым у источника выплаты в Республике Казахстан по ставке 20 процентов. 

Из пункта 3 статьи 666 Налогового кодекса следует, что налоговый агент имеет право самостоятельно применить освобождение от налогообложения при выплате дохода нерезиденту или отнесении начисленного, но не выплаченного дохода нерезидента на вычеты. 

В случае выплаты дохода нерезиденту – взаимосвязанной стороне, являющемуся резидентом государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор, в который внесены изменения многосторонним международным договором, налоговый агент вправе применить положение части первой настоящего пункта при одновременном выполнении следующих условий: 

  • такой доход подлежит включению в налогооблагаемый доход нерезидента в иностранном государстве, резидентом которого является нерезидент, и подлежит обложению налогом без права на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода в отчетном периоде, и (или) возврата в отчетном и (или) последующих периодах налога, уплаченного с этого налогооблагаемого дохода; 
  • номинальная ставка налога, которая применяется при обложении этого дохода в иностранном государстве, резидентом которого является нерезидент, в отчетном периоде составляет не менее 15 процентов. 
     

Для целей части третьей данного пункта под номинальной ставкой понимается ставка, установленная налоговым законодательством иностранного государства. 

Пунктом 1 статьи 7 Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (Москва, 18 октября 1996 года) определено, что прибыль предприятия Договаривающегося Государства облагается налогом только в этом Государстве, если только такое предприятие не осуществляет или не осуществляло предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное учреждение. 

Если предприятие осуществляет или осуществляло предпринимательскую деятельность как сказано выше, то его прибыль может облагаться налогом в другом Государстве, но только в той части, которая относится к:
а) такому постоянному учреждению;
б) продажа в этом другом Государстве товаров или изделий, которые совпадают с товарами или изделиями, которые продаются через постоянное учреждение; или
в) другой предпринимательской деятельности, осуществляемой в этом другом Государстве, которая по своему характеру совпадает с предпринимательской деятельностью, осуществляемой через такое постоянное учреждение. 

Соответственно, налоговый агент вправе самостоятельно применить положения международного договора если нерезидент представит документ, подтверждающий резидентство соответствующий требованиям статьи 675 Налогового кодекса в сроки, установленные пунктом 4 статьи 666 Налогового кодекса. 

Вместе с тем, с 1 января 2021 года в Республике Казахстан действует Многосторонняя конвенция по выполнению мер, относящихся к налоговым соглашениям, в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения (далее – Многосторонняя конвенция) и учитывая, что Российская Федерация направила уведомление в Депозитарий ОЭСР о начале действия для Российской Федерации в отношении корпоративного подоходного налога у источника выплаты также с 1 января 2021 года, при определении налогооблагаемой базы необходимо руководствоваться положениями Конвенции с учетом положений Многосторонней конвенции. 

Из преамбулы самой Многосторонней конвенции следует, что «…Признавая, что правительства несут значительные потери бюджета в части налога на прибыль организаций из-за агрессивного международного налогового планирования, в результате которых прибыль искусственно выводится на территории, где она не облагается налогом или облагается по пониженной ставке;… Признавая важность обеспечения того, чтобы прибыль облагалась налогом по месту ведения основной экономической деятельности, в результате которой формируется прибыль и создается стоимость…». 

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Многосторонней конвенции независимо от любых положений налогового соглашения, льгота в соответствии с налоговым соглашением не предоставляется в отношении вида дохода или капитала, если, принимая во внимание все соответствующие факты и обстоятельства, есть основания полагать, что получение такой льготы было одной из основных целей какого-либо соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если только не было установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать целям и задачам соответствующих положений налоговых соглашений. 

 

Учитывая вышеизложенное, в целях освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога при выплате резидентом Республики Казахстан дохода резиденту Российской Федерации, налоговому агенту необходимо определить соответствие транзакции нерезиденту требованиям, предусмотренным PPT статьи 7 Многосторонней конвенции, новой преамбулой Конвенции и преамбулой Многосторонней конвенции. 


Вместе с тем, если доход резидента Российской Федерации не подлежит в Российской Федерации включению в налогооблагаемый доход данного нерезидента либо подлежит обложению налогом с правом на исключение такого дохода из налогооблагаемого дохода и (или) уменьшение (корректировка) налогооблагаемого дохода на сумму такого дохода, то существует большая вероятность, что одной из целей транзакции такому нерезиденту было получение льготы, предусмотренной Конвенцией (PPT), налоговый агент при выплате дохода резиденту Российской Федерации не вправе применять освобождение от налогообложения или пониженную ставку корпоративного подоходного налога, предусмотренную Конвенцией. 

Бесплатно
Получить консультацию
Заказать