Вопрос:
Разъясните пожалуйста следующую ситуацию, АО со 100% участием государства ежегодно получает дорогостоящие основные средства в виде пополнения уставного капитала.
Далее по бухгалтерскому учету они не признаются почему-то как доход АО, а в виде амортизации признаются ежегодно расходом. Следует отметить, что при составлении финансовых отчетностей в связи с огромными амортизационными отчислениями финансовый результат АО всегда отрицательный.
Таким образом, получается государство все время пополняет уставный капитал посредством передачи активов, а амортизация на эти же активы приводят к отрицательному финансовому результату и соответственно АО не отчисляет часть чистой прибыли в бюджет.
Должны ли признаваться доходом получаемые основные средства в качестве пополнения уставного капитала?
Должна ли амортизация от этих активов занижать финансовый результат АО?
Не наносит ли ущерб существующая схема государству, так как ежегодно не отчисляется часть чистого дохода в бюджет?
Ответ Министра финансов РК от 23 августа 2022 года на вопрос от 9 августа 2022 года № 750141:
В случае если вышеуказанные активы являются амортизируемыми, то амортизация увеличивает расходы периода.
Вместе с тем, учет и раскрытие информации о государственных субсидиях и других формах государственной помощи осуществляется в соответствии с МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (далее - МСФО 20).
Согласно пункту 3 МСФО 20 государственные субсидии – помощь, оказываемая государством в форме передачи организации ресурсов в обмен на соблюдение в прошлом или в будущем определенных условий, связанных с операционной деятельностью организации.
К государственным субсидиям не относятся те формы государственной помощи, стоимость которых не поддается разумной оценке, а также такие сделки с государством, которые нельзя отличить от обычных коммерческих операций организации.
В соответствии с пунктом 7 МСФО 20 государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится разумная уверенность в том, что:
(a) организация выполнит связанные с ними условия; и
(b) субсидии будут получены.
Пунктом 12 МСФО 20 государственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых организация признает в качестве расходов соответствующие затраты, для компенсации которых предназначались данные субсидии.
Вместе с тем, согласно пункту 2 (с) МСФО 20 настоящий стандарт не применяется в отношении участия государства в капитале организации.
Учитывая изложенное, в целях избежания непокрываемых убытков, полагаем целесообразным рассмотреть возможность передачи активов от учредителя (государства) не в качестве пополнения уставного капитала.