Вопрос:
По поручению Главы государства на сегодняшний день Правительством Республики Казахстан проводится большая работа для создания максимально комфортных условий ведения бизнеса.
Это специальные экономические зоны, субсидии, безвизовый режим для инвесторов из десяти стран, это все помогает активно развивать экономику республики.
Мы также планируем развиваться в сфере инвестирования.
Иностранная компания планирует открытие бизнеса в Казахстане (юр.лицо-ТОО), где будут привлечены исключительно инвестиции из-за рубежа на основании договоров инвестирования.
Далее эти денежные средства будут инвестированы в Американский Инвестиционный Фонд, и по истечению 2-3 лет от данного фонда будет получена прибыль и возвращена инвесторам.
ТОО планирует брать агентские вознаграждения (процент) за свои оказанные услуги, это и будет являться доходом ТОО и с которого мы будем начислять налог на доход в общем порядке налогообложения.
На сайте elicense.kz мы нашли вид лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг, под вид деятельности включает «Трансфер-агентская деятельность», которая возможно больше всего нам подходит.
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 18 января 2023 года на вопрос от 27 октября 2022 года № 757909:
В соответствии с пунктом 1 статьи 865 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК) по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента.
Согласно статьи 866 ГК РК комитент обязан уплатить вознаграждение комиссионеру, а в случае, предусмотренном в пункте 2 статьи 868 данной главы, также дополнительное вознаграждение в размере, установленном в договоре.
Если договором этот размер не предусмотрен и не может быть определен, исходя из его условий, размер вознаграждения устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 385 ГК РК.
Подпунктом 1) пункта 1 статьи 226 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) установлено, что в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза, в том числе доход от реализации.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 226 Налогового кодекса, если иное не установлено статьями 227-240, параграфами 5 и 6 данного раздела, для целей данного раздела признание дохода, включая дату его признания, осуществляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее-МСФО) и (или) требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса установлено, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 – 240 Налогового кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 Налогового кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.
Вместе с тем, принципы, которые должна применять организация о характере, величине, сроках и неопределенности возникновения выручки и денежных потоков, обусловленных договором с покупателем, регламентированы в МСФО (IFRS) 15 «Выручка по договорам с покупателями» (МСФО 15).
Применяя МСФО 15, организация должна анализировать условия договора и все уместные факты и обстоятельства.
В соответствии с пунктами B34, В35, B34В и B36 в случаях, когда в предоставлении товаров или услуг покупателю участвует другая сторона, организация должна определить, какой характер имеет данное ею обещание: обязана ли организация предоставить определенные товары или услуги сама (т. е. организация является принципалом), или же она обязана организовать предоставление этих товаров или услуг другой стороной (т.е. организация выступает в качестве агента).
Организация определяет, является ли она принципалом или агентом, в отношении каждого оговоренного товара или услуги, обещанных покупателю.
Организация является принципалом, если она контролирует оговоренный товар или услугу до их передачи покупателю.
Однако организация необязательно контролирует оговоренный товар, если она получает право собственности на такой товар лишь непосредственно перед передачей права собственности покупателю.
Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся принципалом, признает выручку в валовой сумме возмещения, право на которое она ожидает получить в обмен на передаваемые, оговоренные товар или услугу.
Организация, являющаяся агентом, не контролирует оговоренные товар или услугу, предоставляемые другой стороной, до передачи такого товара или услуги покупателю.
Когда (или по мере того, как) выполняется обязанность к исполнению, организация, являющаяся агентом, признает выручку в сумме вознаграждения или комиссии, право на которые она ожидает получить в обмен на организацию предоставления оговоренных товаров или услуг другой стороной.
Вознаграждение или комиссия организации может представлять собой чистую сумму возмещения, которую организация удерживает после выплаты другой стороне возмещения, полученного в обмен на товары или услуги, которые должны быть предоставлены такой стороной.
Когда организация поставляет продукцию другой стороне (например, дилеру или дистрибьютору) для продажи конечным покупателям, согласно пункту B77 МСФО 15, организация должна оценить, получила ли такая другая сторона контроль над продукцией в этот момент времени.
Продукция, которая была поставлена другой стороне, может удерживаться по консигнационному соглашению, если такая другая сторона не получила контроль над продукцией.
Соответственно, организация не должна признавать выручку при поставке продукции другой стороне, если поставленная продукция удерживается на условиях консигнации.
Таким образом, учет выручки, подлежащий признанию в финансовой отчетности принципала, агента и консигнатора осуществляется в соответствии с МСФО 15.
На основании вышеизложенного, в целях исчисления корпоративного подоходного налога при реализации товаров, работ, услуг доходом Компании является вся сумма стоимости реализуемых товаров, работ, услуг, в случае если, такая Компания является принципалом в соответствии с МСФО и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
При этом доходом Компании, осуществляющей деятельность в качестве агента, является сумма вознаграждения такого агента.
При этом вопросы лицензирования трансфер-агентской деятельности на рынке ценных бумаг не входит в компетенцию Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан.
Согласно подпунктам 3) и 4) пункта 2 статьи 19 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику (налоговому агенту) информацию о действующих налогах и платежах в бюджет, об изменениях в налоговом законодательстве Республики Казахстан, разъяснять вопросы по применению налогового законодательства Республики Казахстан, а также в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) налогоплательщик (налоговый агент) вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан, через законного или уполномоченного представителя.
При этом пунктами 2 и 3 статьи 16 Налогового кодекса установлено, что законным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается лицо, уполномоченное представлять налогоплательщика (налогового агента) в соответствии с законами Республики Казахстан.
Уполномоченным представителем налогоплательщика (налогового агента) признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком (налоговым агентом) представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, иными участниками отношений, регулируемых налоговым законодательством Республики Казахстан.
Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, действует на основе нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя.
Уполномоченный представитель налогоплательщика (налогового агента) - юридического лица либо его структурного подразделения действует на основе учредительных документов и (или) доверенности, выданной в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан, в которой указываются соответствующие полномочия представителя.
Таким образом, учитывая, что вопросы, изложенные в письме, относятся к исполнению налоговых обязательств третьего лица, возникает необходимость предоставить документ, удостоверяющий Ваши полномочия представлять интересы данного лица.
Из письма следует, что Иностранная компания планирует открытие бизнеса в Казахстане (юридическое лицо - ТОО), где будут привлечены исключительно инвестиции из-за рубежа на основании договоров инвестирования.
Далее эти денежные средства будут инвестированы в Американский Инвестиционный Фонд, и по истечению 2-3 лет от данного фонда будет получена прибыль и возвращена инвесторам.
В рассматриваемом случае представленная информация не достаточна для квалификации вида дохода, в связи чем, направляем общеустановленный порядок налогообложения.
По корпоративному подоходному налогу за нерезидента
В соответствии со статьей 644 Налогового кодекса определен перечень доходов нерезидента, которые признаются доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан.
Из пункта 1 статьи 645 Налогового кодекса следует, что доходы из источников в Республике Казахстан юридического лица-нерезидента, деятельность которого не приводит к образованию постоянного учреждения в Республике Казахстан (далее в целях главы 72 Налогового кодекса – нерезидент), облагаются корпоративным подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов.
При этом сумма корпоративного подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, исчисляется налоговым агентом путем применения ставок, установленных статьей 646 Налогового кодекса, к сумме доходов, указанных в статье 644 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в пункте 9 данной статьи.
Исчисление и удержание корпоративного подоходного налога по доходам, облагаемым у источника выплаты, производятся налоговым агентом:
1) не позднее дня выплаты доходов нерезиденту – по начисленным и выплаченным доходам;
2) не позднее срока, установленного пунктом 1 статьи 315 Налогового кодекса для представления декларации по корпоративному подоходному налогу, – по начисленным и невыплаченным доходам, которые отнесены на вычеты.