Вопрос:
Наше Товарищество с ограниченной ответственностью (далее ТОО) занимается выращиванием сельскохозяйственных культур.
Предприятие работает по специальному налоговому режиму для производителей сельскохозяйственной продукции и является субъектом малого предпринимательства.
На основании Закона Республики Казахстан от 27 декабря 2019 №290-VI на период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2022 года ТОО могло уменьшить на 100% сумму исчисленного корпоративного подоходного налога.
Предприятие в 2020 году воспользовалось данным освобождением.
В 2021 году ТОО для собственных нужд приобрело в дальнем зарубежье (Венгрия) посевной комплекс.
В результате осуществления внешнеэкономической деятельности за 2021 год предприятие в полном объеме оплатило корпоративный подоходный налог.
В 2022 году внешнеэкономическая деятельность у ТОО отсутствует.
В связи с отсутствием в 2022 году внешнеэкономической деятельности может ли наше ТОО воспользоваться освобождением от уплаты корпоративного подоходного налога?
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 6 февраля 2023 года на вопрос от 11 января 2023 года № 763340:
Статьей 57-4 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)» (далее – Закон) установлено, что на период с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов, подлежащую уплате сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты), исчисленного в соответствии со статьями 686, 686-3, 687, 695, 700 Налогового кодекса, сумму социального налога, исчисленного в соответствии со статьей 687 Налогового кодекса, сумму единого земельного налога, исчисленного в соответствии со статьей 704 Налогового кодекса.
Указанной статьей также установлено ограничение в применении данной нормы для налогоплательщиков, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (далее – ВЭД).
В соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011 «Вопросы Министерства национальной экономики Республики Казахстан», вопрос формирования государственной политики в сферах налоговой и бюджетной политики, в том числе по определению плательщиков налогов, льгот и установлении налоговых ставок, ведение реестра субъектов частного предпринимательства относится к компетенции Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ РК).
Согласно разъяснению уполномоченного органа (МНЭ РК) под ВЭД понимается отрасль хозяйственной деятельности, которая осуществляется в производственной, научно-технической сферах, экспорте, импорте товаров и выходе предприятий на международный рынок сбыта.
Для целей налогообложения под лицами, осуществляющими ВЭД, понимаются лица, осуществляющие импорт и экспорт товаров, оказание работы и услуги, по отношению с третьими странами.
В Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) обеспечивается свобода движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. В связи с чем, по мнению МНЭ РК, вышеуказанное ограничение не должно распространяться на ВЭД в рамках ЕАЭС (члены ЕАЭС – Республики Казахстан, Республика Армения, Республика Беларусь, Российская Федерация и Кыргызская Республика).
Таким образом, для целей налогообложения под лицами, осуществляющими ВЭД, понимаются лица, осуществляющие импорт и экспорт товаров, выполнение работ и оказание услуг, по отношению с третьими странами, то есть не являющимися государствами – членами ЕАЭС.
На основании изложенного, налогоплательщик не вправе применять норму по освобождению от уплаты налога на доходы, полученные в том налоговом периоде, в котором осуществлялся импорт и экспорт товаров, выполнялись работы и оказывались услуги, по отношению с третьими странами.
Таким образом, в рассматриваемом случае, налогоплательщик вправе применять норму по освобождению от уплаты налога на доходы, полученные в 2022 году, если в 2022 году не осуществлялся импорт и экспорт товаров, не выполнялись работы, не оказывались услуги по отношению с третьими странами, и при соответствии всем остальным условиям, установленным статьей 57-4 Закона.