Вопрос:
Вопрос относительно государственных закупок.
Согласно последним внесённым изменениям в правила осуществления государственных закупок исключена возможность обновления сведений органов государственных доходов на веб-портале госзакупок по представленной потенциальными поставщиками дополнительной налоговой отчетности и уплаты налогов, которая влечет изменение показателей их финансовой устойчивости.
То есть ранее можно было представить дополнительную отчетность за последние 3 (три) года, оплатить налоги в рамках представленной налоговой отчетности и обратится письмом в КГД МФ РК приложив подтверждающие документы с просьбой о проведении синхронизации, сейчас эта возможность исключена.
Просим Вас ответить на вопрос имеют ли возможность потенциальные поставщики повысить свои показатели финансовой устойчивости за последние 3 (три) года если «да» просим Вас разъяснить как это можно сделать?
Так же просим Вас разъяснить не будет ли предоставление дополнительной налоговой отчетности и уплата налогов потенциальными поставщиками противоречить п.53 правил осуществления государственных закупок.
Ответ Министра финансов РК от 2 августа 2022 года на вопрос от 18 июля 2022 года № 747890:
В соответствии с пунктом 43 Правил осуществления государственных закупок (утв. приказом Министра финансов от 11 декабря 2015 года № 648) (далее – Правила), потенциальный поставщик признается финансово устойчивым, если он соответствует в совокупности следующим условиям:
1) доходы потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляют не менее одной второй части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки;
2) показатель уплаченных налогов в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляет не менее трех процентов от доходов потенциального поставщика. Для целей настоящих Правил расчет показателя уплаченных налогов определяется согласно данным информационных систем органов государственных доходов по следующей формуле:
ПУН = УН / СД х 100%, где: ПУН – показатель уплаченных налогов; УН – сумма уплаченных налогов за рассчитываемый трехлетний период; СД – сумма дохода потенциального поставщика за рассчитываемый трехлетний период;
3) стоимость основных средств потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляет не менее одной пятнадцатой части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки, но не более четырестатысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год;
4) фонд оплаты труда работников потенциального поставщика в течение трех лет, предшествующих предыдущему году согласно данным информационных систем органов государственных доходов, составляют не менее одной пятнадцатой части суммы, выделенной для осуществления государственной закупки.
Согласно пункту 52 Правил, сведения органов государственных доходов, обновляются на веб-портале один раз в течение календарного года не позднее 1 октября, предшествующего году применения данных сведений для целей определения финансовой устойчивости потенциального поставщика.
При этом сведения органов государственных доходов по финансовой устойчивости потенциальных поставщиков обновляются на веб-портале за последний рассчитываемый год трехлетнего периода.
В этой связи, обновление сведений по показателям финансовой устойчивости осуществляется на основании сведений органов государственных доходов.
Вместе с тем, согласно пункту 53 Правил, в случаях выявления органами государственных доходов фактов искажения, снижения, не отражения и/или необоснованного завышения показателей финансовой устойчивости, в том числе путем представления потенциальными поставщиками дополнительных форм налоговых отчетностей и (или) отзыва налоговых деклараций уполномоченный орган:
1) корректирует на веб-портале сведения по таким потенциальным поставщикам согласно фактическим данным органов государственных доходов;
2) в случаях, предусмотренных статьей 11 Закона принимает меры по включению таких потенциальных поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок.
Данная норма предусмотрена для осуществления корректировки сведений в сторону уменьшения в целях недопущения использования в системе государственных закупок недостоверных сведений с завышенными показателями финансовой устойчивости.
В свою очередь, полагаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах», государственные органы, проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) или к компетенции которых отнесено решение соответствующих вопросов, либо иные государственные органы в соответствии с предоставленными им полномочиями могут давать в пределах своей компетенции разъяснения нормативных правовых актов в отношении конкретных субъектов или применительно к конкретной ситуации.
Такие разъяснения не имеют обязательной юридической силы и носят рекомендательный характер.