Вопрос:
Ответ Министра юстиции РК от 3 декабря 2021 года на вопрос от 11 ноября 2021 года № 717487:
Согласно статье 61 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.
Вместе с тем согласно подпункту 1) статьи 1 Закона «О правовых актах» органами-разработчиками являются государственные органы, местные представительные и исполнительные органы, разрабатывающие нормативные правовые акты в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами.
Статьей 17 Закона «О правовых актах» установлено, что разработчиками проектов законов, вносимых в Мажилис Парламента в порядке законодательной инициативы Президента Республики Казахстан, по поручению Президента или Руководителя Администрации Президента, основанному на поручении Президента, могут являться Администрация Президента, Правительство, иные государственные органы, организации и граждане по согласованию с ними.
Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы депутатов Парламента Республики Казахстан, являются депутаты Парламента. Разработчиками проектов законов, подготавливаемых в порядке законодательной инициативы Правительства, являются центральные исполнительные органы, а также иные государственные органы по согласованию с ними.
Так, разработчиками по представленным Вами законопроектам (законам) являются следующие государственные органы.
1. Ранее, во исполнение пункта 21 Плана законопроектных работ Правительства на 2012 год Министерством был разработан законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ювенальной юстиции» (внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента постановлением Правительства от 29 сентября 2012 года № 417).
В частности, законопроектом было предусмотрено:
Вместе с тем в сентябре-октябре 2013 года на рассмотрение Мажилиса Парламента внесены проекты Уголовно-процессуального кодекса (далее – УПК) и Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП), в которых уже предусматривались некоторые положения законопроекта (в части поправок в УПК и КоАП).
В этой связи Министерством был инициирован вопрос (письмо в КПМ от 9 апреля 2014 года) о целесообразности отзыва законопроекта из Мажилиса Парламента, с последующей проработкой его положения в рамках проектов УПК, КоАП и сопутствующих к ним законопроектов.
Законопроект отозван из Мажилиса Парламента постановлением Правительства от 30 июня 2014 года № 751.
Таким образом, указанные поправки по вопросам ювенальной юстиции были реализованы в рамках УПК от 4 июля 2014 года (орган-разработчик – ГП) и КоАП (орган-разработчик – МЮ) от 5 июля 2014 года, принятых в новой редакции.
2. Последними изменениями в антимонопольное законодательство является проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам развития конкуренции», разработанный в реализацию пункта 5.1 Указа Президента от 31 декабря 2020 года № 484 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», а также пункта 45 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2020 года «Казахстан в новой реальности: время действий».
Органом-разработчиком законопроекта является Агентство по защите и развитию конкуренции. Законопроект внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента постановлением Правительства от 28 июня 2021 года № 438 и в настоящее время находится на его рассмотрении.
3. В проекте Плана законопроектных работ Правительства РК на 2022 год предусмотрена разработка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения» (сроки внесения проекта Закона в КПМ-февраль, в Мажилис-апрель).
Разработчиком законопроекта является Министерство здравоохранения.
4. Пунктом 18 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» предусмотрена разработка нового проекта Закона «О личных подсобных хозяйствах», предусматривающего регламентирование статуса и инструментов поддержки личных подсобных хозяйств (сроки внесения проекта Закона в КПМ – ноябрь 2021 года, в Мажилис Парламента – декабрь 2021 года).
Органом-разработчиком проекта Закона «О личных подсобных хозяйствах» является Министерство сельского хозяйства.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Правительства.