Вопрос:
В Типовом плане счетов бухгалтерского учета (Приказ МФ РК от 23.03.2007 года № 185) предусмотрены отдельные разделы для учета обязательств по налогам, обязательным и добровольным платежам: подраздел 3100 – «Обязательства по налогам» а подраздел 3200 – «Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам».
В соответствии с вносимыми изменения в налоговый кодекс с 2023 года вводится альтернативный порядок расчета и уплаты «зарплатных» налогов, взносов и отчислений посредством Единого платежи.
Его определение, порядок расчета и уплаты описаны в статьях раздела 24-1 «Единый платеж» НК РК.
Для единого платежа установлены как объект обложения, так и ставка его расчета, но при этом не определен вид налогового обязательства, является ли он налогом или иным платежом.
Данное обстоятельство не позволяет определить счет бухгалтерского учета для отражения суммы единого платежа.
В статье 776-1 указано, что в единый платеж включаются суммы индивидуального подоходного налога, пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на медицинское страхование, то есть в его составе есть и налоги, и платежи, но, несмотря на это, у единого платежа есть своя ставка, свой порядок расчета и уплаты.
В проекте Правил по единому платежу описан порядок уплаты, как самого платежа, так и пени за его несвоевременную (неполную) оплату.
При этом указано, что уплата производится электронным платежом с обязательным приложением списка работников, в котором помимо таких данных как ИИН, ФИО, дата рождения и период, должна быть указана сумма единого платежа.
Распределение уплаченной работодателем суммы единого платежа по составляющим долям (ИПН, ОПВ, СО, ООСМС, ВОСМС) осуществляется Государственной корпорацией – пункт 12 проекта Правил единого платежа.
В составе единого платежа исчисляются и уплачиваются налоги и социальные платежи, которые являются обязательными, то есть способ их исчисления может быть выбран самостоятельно плательщиком (общий или в составе единого платежа), но в целом их расчет и уплата являются обязательством налогового агента, то есть единый платеж классифицируется как обязательный платеж.
Исходя из существующих разделов утвержденного типового плана счетов, для учета единого платежа, подходит раздел 3200 – «Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам», и существующий в нем счет учета 3230 – «Прочие обязательства по другим обязательным платежам».
Для учета обязательств по социальному страхованию (СО, ОСМС) и пенсионным отчислениям в типовом плане счетов предусмотрены отдельные «индивидуальные» счета учета 3210 и 3220.
Подскажите, будут ли вноситься изменения / дополнения в типовой план счетов для целей учета суммы единого платежа, то есть, будет ли добавлен индивидуальный счет для отражения в учете единого платежа (если да, то в какие сроки)?
Или счет 3230 «Прочие обязательства по другим обязательным платежам» может быть использован для отражения в учете суммы единого платежа с аналитикой (в разрезе) его составных частей?
Ответ Министра финансов РК от 20 января 2023 года на вопрос от 8 декабря 2022 года № 761317:
Введение единого платежа с заработной платы (далее – единый платеж) предусмотрено проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) и Закон Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс)», который в настоящее время находится на подписи у Главы государства (далее – законопроект).
Так, согласно законопроекту плательщиками единого платежа являются граждане Республики Казахстан, иностранцы или лица без гражданства, являющиеся резидентами Республики Казахстан, имеющие объекты обложения. При этом исчисление, удержание и перечисление единого платежа, а также представление налоговой отчетности производятся налоговым агентом не позднее дня выплаты дохода, подлежащего обложению у источника выплаты.
Налоговый агент осуществляет перечисление единого платежа по выплаченным доходам не позднее двадцати пяти календарных дней после окончания месяца, в котором осуществлена выплата дохода, по месту своего нахождения общей суммой через банки второго уровня или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации «Правительство для граждан».
Уплата, распределение и перечисление единого платежа в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, а также их возврат осуществляются в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан.
В этой связи, в настоящее время Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан разрабатываются Правила уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа.
Учитывая, что единый платеж уплачивается в виде индивидуального подоходного налога и социальных платежей, за несвоевременную уплату единого платежа начисляется пеня в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и соответствующим законодательным актом, регламентирующим порядок перечисления социальных платежей (Законы Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «Об обязательном социальном медицинском страховании»).
Исходя из того, что единый платеж включает налоги и обязательные платежи в бюджет, внесение изменений в Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.03.2007 года № 185, не планируется и использование только подраздела 3200 – "Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам" не корректно.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с подпунктом 41) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» платеж – исполнение денежного обязательства с использованием наличных денег и (или) платежных инструментов.
Согласно пункту 30 Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 23.03.2007 года № 185 подраздел 3200 – "Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам" предназначен для учета обязательных и добровольных платежей, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за исключением налогов.
При этом, на счете 3230 – «Прочие обязательства по другим обязательным платежам» отражаются операции, связанные с начислением и уплатой отчислений по другим обязательным платежам, например, сборы, государственная пошлина, платы.
Между тем, в соответствии с подпунктом 41) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» платеж – исполнение денежного обязательства с использованием наличных денег и (или) платежных инструментов.
Учитывая, что получателем удержанного единого платежа с дохода работника является Государственная корпорация «Правительство для граждан», полагаем, что при учете единого платежа использование счета 3230 – «Прочие обязательства по другим обязательным платежам» или его субчета, не противоречит законодательству о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.