Вопрос:
Директор ТОО был уволен по собственному желанию, о чем был издан соответствующий приказ об увольнении.
Однако, новый директор не был назначен на должность.
Соответственно в реестре юридических лиц Департамента Юстиции уволенный директор до сих пор числится как действующий директор, так как для удаления его из системы необходим приказ о назначении нового директора.
Получается при возникновении судебных дел, арестов счетов и тд бремя доказывания своей непричастности к фирме ложится на бывшего директора.
Каким образом уволенный директор может быть исключен из реестров Департамента Юстиции?
Какие документы необходимо ему предоставить, если нового директора так и не назначили?
Каким образом он может защитить себя от необоснованных претензий со стороны третьих лиц?
Ответ Министра юстиции РК от 8 декабря 2021 года на вопрос от 10 ноября 2021 года № 713877:
В соответствии со статьей 14-2 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» изменения и дополнения в регистрационные данные юридического лица, филиала и представительства вносятся при назначении руководителя, назначении исполняющего обязанности руководителя, назначении управляющего имуществом и деятельностью юридического лица и отстранении от должности руководителя.
При этом ответственность за полноту и достоверность внесенных сведений несет юридическое лицо, филиал (представительство).
В соответствии со статьей 140 Трудового кодекса, руководителя и исполнительного органа, связывает лишь заключенный между ними трудовой договор (порядок и условия оплаты труда, привлечение к дисциплинарной ответственности, отстранение от работы руководителя исполнительного органа и т.д.).
На основании вышеизложенного, руководитель является работником юридического лица, выполняющий возложенные на него функции, предусмотренные трудовым договором.
Подпунктом 23) пункта 1 статьи 52 Трудового кодекса, установлено, что трудовой договор с работником по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае прекращения полномочий руководителя исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа юридического лица.
Также, подпунктом 3) пункта 2 статьи 43 Закона «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» установлено, что избрание и досрочное прекращение полномочий наблюдательного совета и (или) ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, а также утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии (ревизора) товарищества относится к исключительной компетенции общего собрания участников ТОО.
В случае увольнения, руководитель вправе обратиться в регистрирующий орган с уведомлением об исключении с Национального реестра бизнес-идентификационных номеров приложив соответствующие документы (приказ об увольнении, трудовая книжка, решение уполномоченного органа).
В порядке информации сообщаем, что в соответствии со статьей 4 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» государственную регистрацию юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, и учетную регистрацию их филиалов и представительств осуществляет НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» (регистрирующие органы) (далее - Госкорпорация).
В случае возникновения вопросов, связанных с регистрацией юридических лиц, филиалов и представительств, относящихся к коммерческим организациям, рекомендуем обращаться в Госкорпорацию.
Несогласие с настоящим ответом может быть обжаловано в соответствии со статьей 91 Административного процедурно-процессуального кодекса.