Вопрос:
Согласно Приказа Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 28 февраля 2019 года № 155 «Об утверждении перечня отдельных товаров, работ, услуг, при государственных закупках которых к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования», а именно Потенциальные поставщики, оказывающие услуги по организации питания должны находиться на территории соответствующей административно-территориальной единицы (области, города республиканского значения, столицы), на которой планируется приобретение указанных услуг.
Для соответствия требований Приказа №155 от 28 февраля 2019 года потенциальный поставщик, зарегистрированный в одном городе, но имеющий филиал на территории соответствующей административно-территориальной единицы (области, города республиканского значения, столицы), на которой планируется приобретение указанных услуг должен подавать заявку от соответствующего филиала или может подавать заявку от юридического лица по основному месту регистрации (вне административно-территориальной единицы на которой планируется приобретение указанных услуг)?
Ответ Министра финансов РК от 28 ноября 2022 года на вопрос от 15 ноября 2022 года № 759264:
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее – Закон), к потенциальным поставщикам предъявляются квалификационные требования по обладанию материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках;
Потенциальный поставщик в подтверждение его соответствия квалификационным требованиям, установленным настоящей статьей, представляет организатору государственных закупок соответствующие документы, предусмотренные правилами осуществления государственных закупок.
Между тем, согласно пункту 2 статьи 21 Закона, конкурсная документация, кроме квалификационных требований, установленных статьей 9 настоящего Закона, должна содержать:
В конкурсной документации могут содержаться и другие дополнительные сведения, позволяющие потенциальным поставщикам получить наиболее полную информацию об условиях проводимых государственных закупок.
Согласно подпункту 7-1 статьи 16 Закона, уполномоченный орган разрабатывает и утверждает перечень отдельных товаров, работ, услуг, при государственных закупках которых к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования.
Так, в соответствии с приказом Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 28 февраля 2019 года № 155 утвержден Перечень отдельных товаров, работ, услуг, при государственных закупках которых к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования. В соответствии с вышеуказанным перечнем, по государственным закупкам услуг по медицинскому осмотру, услуг по организации питания, услуг по утилизации медицинских отходов, могут устанавливаться дополнительные требования касательно нахождения потенциальных поставщиков или поставщиков на территории соответствующей административно-территориальной единицы (области, города республиканского значения и столицы), на которой планируется приобретение указанных услуг.
При этом, полагаем, что нахождение на территории соответствующей административно-территориальной единицы (области, города республиканского значения и столицы) подтверждается в соответствии с нормами законодательства о государственной регистрации юридических лиц.
Согласно пп.2) статьи 2 Закона, потенциальный поставщик – физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо (за исключением государственных учреждений, если иное не установлено для них законами Республики Казахстан), временное объединение юридических лиц (консорциум), претендующие на заключение договора о государственных закупках.
Физическое лицо, не являющееся субъектом предпринимательской деятельности, может являться потенциальным поставщиком в случае приобретения заказчиками жилища, принадлежащего на праве частной собственности такому физическому лицу.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 43 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее – ГК РК), филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все или часть его функций, в том числе функции представительства.
Таким образом, согласно пункту 3 статьи 43 ГК РК, «Филиалы» и представительства не являются юридическими лицами.
Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
На веб-портале государственных закупок при регистрации филиалов система запрашивает действие от головной организации по подтверждению наделения полномочиями филиалов.
В этой связи, работа филиалов на веб-портале государственных закупок осуществляется на основании подтверждения головной организацией его полномочий на стадии регистрации филиалов на веб-портале.
Таким образом, потенциальный поставщик участвующий в государственных закупках услуг по медицинскому осмотру, услуг по организации питания, услуг по утилизации медицинских отходов должен находиться на территории соответствующей административно-территориальной единицы (области, города республиканского значения и столицы), на которой планируется приобретение указанных услуг.