/ Банк документов

Вопрос: 

В соответствии с частью 4 статьи 91 Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются.
Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу.
При этом административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет благоприятный административный акт, совершит административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе.
Таким образом, статьей 91 Кодекса установлен строгий порядок обжалования административных актов (действий) через сам административный орган.
Кроме того, у административного органа имеется возможность самостоятельно восстановить права автора жалобы, а у подателя жалобы оперативно (в течение трех рабочих дней) решить свой вопрос, если административный орган удовлетворит жалобу.
Вместе с тем, граждане, не соблюдая порядок, предусмотренный статьей 91 Кодекса, по сложившейся ранее практике напрямую подает жалобу в вышестоящий либо контрольно-надзорный орган.
Если вышестоящий (контрольно-надзорный орган) напрямую приступает к рассмотрению жалобы, лишает административный орган по самостоятельному устранению нарушений (без негативных для себя последствий, не направляя жалобу в орган, рассматривающий жалобу), а заявителя оперативного решения вопроса (на рассмотрение жалобы вышестоящим либо контрольным органом, как правило уходит от 10 до 15 рабочих дней). 

Если жалоба поступает в орган рассматривающий жалобу (вышестоящий и (или) контрольный), минуя порядок предусмотренный статьей 91 Кодекса (не через административный орган), должен ли орган рассматривающий жалобу направить её в административный орган для соблюдения его прав (не направлять жалобу в случае принятия благоприятного акта)?
Ведь, если жалобу будут сразу рассматриваться контрольными (вышестоящими) органами, минуя самих административных органов, теряется смысл основных принципов Кодекса. 

 

Ответ Министра юстиции РК от 12 августа 2021 года на вопрос от 9 августа 2021 года № 699583: 

 

Рассмотрев Ваше обращение, касательно разъяснения некоторых положений Административного процедурно-процессуального кодекса РК (далее - Кодекс), сообщаем следующее. Касательно вопроса о том, должен ли орган рассматривающий жалобу(вышестоящий и (или) контрольный) направить её в нижестоящий административный орган, в случае, когда жалоба поступает в орган, минуя порядок, предусмотренный статьей 91 Кодекса Глава 13 Кодекса детально регламентирует процедуру рассмотрения жалоб, устанавливая дополнительные требования для административных органов, помимо общих требований административной процедуры (заслушивание всех заинтересованных лиц, исследованием всех обстоятельств дела, разъяснение обоснований в ответе в случае неудовлетворения жалобы). 

В данном контексте введение обязательности процедуры обжалования в вышестоящем органе перед обращением в суд является действенной мерой по улучшению ведомственного контроля. 

Вместе с тем, в соответствии с частью четвертой статьи 91 Кодекса, жалоба подается в административный орган, должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. 

Административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие)обжалуются, не позднее трех рабочих дней со дня поступления жалобы направляют ее и административное дело в орган, рассматривающий жалобу. 

При этом административный орган, должностное лицо, чьи административный акт, административное действие (бездействие)обжалуются, вправе не направлять жалобу в орган, рассматривающий жалобу, если он в течение трех рабочих дней примет благоприятный административный акт, совершит административное действие, полностью удовлетворяющие требования, указанные в жалобе. 

 

Таким образом, законодатель предусмотрел возможность, когда оспариваемые в досудебном порядке решения могут быть проверены не только на предмет законности, но и на предмет целесообразности, что предоставит наибольшую правовую защиту гражданам. 


Кроме того, согласно положениям части второй статьи 65 Кодекса одно или несколько ходатайств, требований, содержащихся в обращении, поступившем административному органу, должностному лицу, в полномочие которых не входит их рассмотрение, в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления перенаправляются уполномоченному административному органу, должностному лицу с одновременным уведомлением (извещением) участника административной процедуры. 

 

С учетом изложенного, полагаем, что в случае, когда заявитель обратился с жалобой в административный организуя порядок, предусмотренный частью четвертой статьи 91 Кодекса, административный орган должен перенаправить ее в тот орган, тому должностному лицу, чьи административный акт, административное действие (бездействие) обжалуются. 
 

В соответствии с пунктом 4 статьи 60 Закона «О правовых актах» данное разъяснение не имеет обязательной юридической силы и носит рекомендательный характер. 

Бесплатно
Получить консультацию
Заказать