Уведомления о неправомерности применения специального налогового режима
Один из кошмаров бухгалтера, да и предпринимателя: работать, рассчитывая на упрощенку, а потом получить уведомление о неправомерном применении специального налогового режима. И эта ситуация не является из ряда вон редкой. К сожалению!
Почему пишу про упрощенку? Потому, что это наиболее распространенный налоговый режим из представленных специальных.
Получить подобное уведомление налогоплательщики могут в пределах срока исковой давности. Т.е. в течение 3-х лет налоговая может принимать от налогоплательщика Декларации по ФНО 910.00, обрабатывать, выставлять по ним извещения, не обращая внимания на применяемый Вами ОКЭД. А потом потребовать перейти на общеустановленный режим с доначислением всех соответствующих налогов и пеней.
К сожалению, Налоговый Кодекс не предусматривает обязанность налоговых органов предупреждать о неправомерности применения специального налогового режима по ОКЭД в момент обработки соответствующего заявления налогоплательщика.
Что делать налогоплательщику, если пришло уведомление с налоговой о неправомерности применения специального налогового режима в разрезе вида деятельности и оказываемых услуг?
Начну с того, что налогоплательщик, прежде чем подать заявление на применение специального налогового режима, должен сам проверить какие ОКЭД указаны в его регистрационных данных. А также сверить условия, указанные в ст.683 Налогового Кодекса Республики Казахстан.
Согласно пп.3) п.2 ст.683 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый Кодекс) применять специальный налоговый режим могут субъекты малого предпринимательства не осуществляющие следующие виды деятельности:
производство подакцизных товаров;
хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;
реализация отдельных видов нефтепродуктов - бензина, дизельного топлива и мазута;
проведение лотерей;
недропользование;
сбор и прием стеклопосуды;
сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;
деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;
финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;
деятельность в области права, юстиции и правосудия;
деятельность в рамках финансового лизинга.
При получении уведомления о несоответствии применения налогового режима не стоит сразу же переходить на общеустановленный режим, как то говорят сотрудники налоговой. Потому как сами сотрудники УГД не всегда верно трактуют вид деятельности предпринимателя.
Так, я приведу примеры со своей практики.
Первый. Индивидуальный предприниматель оказывает услуги по сбору информации о товарах, проводит анализ рынка данных товаров для формирования ценовой политики продавца.
Налоговые органы выставляют уведомление и утверждают, что данные услуги являются консультационными и индивидуальный предприниматель не вправе применять специальный налоговый режим.
Мы с данным мнением не согласились и привели свои доводы в оправдание.
Согласно пп.36 п.1 ст.1 Налогового Кодекса Республики Казахстан консультационные услуги - услуги по предоставлению разъяснений, рекомендаций, советов и иных форм консультаций, включая определение и (или) оценку проблем и (или) возможностей лица, в целях решения управленческих, экономических, финансовых, инвестиционных вопросов, в том числе вопросов стратегического планирования, организации и осуществления предпринимательской деятельности, управления персоналом.
Из определения консультационных услуг, данного в Налоговом Кодексе РК, видно широкое понимание. Однако не любое информирование можно считать консультацией.
Так, согласно классификатору ВТО (участником которой является Республика Казахстан) – консультирование – это деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.
Согласно Общему классификатору видов экономической деятельности Республики Казахстан (НК РК 03-2019) консультационные услуги представлены в таких разделах как: консультационные услуги в области информационных технологий; деятельность в области финансовых услуг; деятельность в области права и бухгалтерского учета; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Следует признать, что, хотя сбор и предоставление информации связаны с консультацией, однако данные термины законодателем не признаются тождественными. Указанные понятия имеют свои специфические особенности, которые выделяют их в относительно самостоятельные группы.
Второй пример. ТОО с ОКЭД 46721 «Оптовая торговля рудами черных и цветных металлов». Также приходит уведомление о неправомерности применения налогового режима.
Изначально указали, что данный вид деятельности это - сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов.
С чем мы не согласились. Так как лом и отходы цветных и черных металлов – это далеко не руды черных и цветных металлов.
Руда – это полезное ископаемое, из которого добывают различные формы металлов. В природе встречается два вида: черная и цветная. Последняя в свою очередь делится на тяжелые и легкие сплавы, а также драгоценные металлы. Серебро, золото, платина – они тоже добываются в виде камней, а свой внешний вид приобретают уже после обработки на предприятиях.
Лом цветных и черных металлов – пришедшие в негодность или потерявшие эксплуатационную ценность изделия из металлов и сплавов.
Отходы цветных и черных металлов – отходы, образующиеся при производстве изделий из черных и цветных металлов.
Лом и отходы представляют собой угрозу для окружающей среды и поэтому деятельность по их хранению и реализации отслеживается государством и регулируется также законодательством РК «О разрешениях и уведомлениях».
Согласно Классификатору ОКЭД 46721 включает:
- оптовую торговлю черными и цветными металлами в первичных формах
- оптовую торговлю полуфабрикатами из цветных и черных металлов, не включенными в другие группировки
Этот класс исключает:
- оптовую торговлю металлоломом.
Торговля отходами и ломом устанавливается ОКЭДом 46.77, а не 46.72.
Затем нас попытались отнести к недропользователям. И с этим мы тоже не согласились.
Согласно пп.24) п.1 ст.1 Налогового Кодекса Республики Казахстан недропользователи - физические или юридические лица, обладающие правом проведения операций по недропользованию, включая нефтяные операции, и (или) водопользованию на территории Республики Казахстан в соответствии с законами Республики Казахстан.
В свою очередь пп.23) этого же пункта этой же статьи говорит, что операции по недропользованию - работы, относящиеся к геологическому изучению недр, разведке и (или) добыче полезных ископаемых, в том числе связанные с разведкой и добычей подземных вод, лечебных грязей, разведкой недр для сброса сточных вод, а также по строительству и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанные с разведкой и (или) добычей.
Так же ст.22 Закона Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» определяет следующие операции по недропользованию:
1) геологическое изучение недр;
2) разведка полезных ископаемых;
3) добыча полезных ископаемых;
4) использование пространства недр;
5) старательство.
Т.е., как мы видим, торговля рудами не относится к деятельности недропользователей. Кроме того, как уже писали выше, сам ОКЭД 46721 дает расшифровку, в которой нет ни недропользования, ни торговли ломом и отходами металлов. Данные виды деятельности определяются разделами 05, 06, 07, 08 классификатора ОКЭД.
Что хочу сказать в заключении – отстаивайте свои права перед налоговыми органами и соглашайтесь только если реально «накосячили».