Юридические услуги

 

Бухгалтерские услуги

 

ПЕЧАТИ И ШТАМПЫ

+7 727 983 39 67+7 708 983 39 67

+7 701 618 08 88+7 701 688 81 88

г Алматы, ул.Казыбек би, дом 117/86,офис 307

      allegoriya.too@mail.ru

Юридические услуги Бухгалтерские услуги Печати и штампы Налоговые консультации

Бухгалтерский учет в транспортной компании

Бухгалтерский и налоговый учет в транспортных компаниях имеет свою специфику. Особенно если это компания-экспедитор. Формальная бухгалтерия – не лучший выбор для таких компаний. Учет в транспортной компании начинается с юридической составляющей. А именно с проверки предмета договора.

Компании в данной области деятельности могут выступать в качестве перевозчика, или в качестве экспедитора.

Перевозчиком является лицо или компания, которое обязуется осуществить перевозку груза, багажа или пассажиров. Перевозчик должен владеть транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях (например, аренда, лизинг и т.д.).

Экспедитор – это связующее звено между перевозчиком и грузовладельцем. В его обязанности входит найти для отправителя транспорт и обеспечить доставку в нужное место.

И если с перевозчиком все в принципе понятно, то экспедиторская деятельность полна противоречий и в гражданском и в налоговом праве.

Рассмотрим учет перевозчика.

Конечно учет в любой компании специфичен. Но деятельность по осуществлению перевозок накладывает на бухгалтера особый отпечаток.

Во-первых, у данной компании обязательно будут транспортные средства, которые могут находится в собственности, в аренде или приобретены в лизинг. Отражение их в балансе компании будет зависеть именно от основания, по которому компания владеет определенным транспортным средством.  Так в балансе отражается собственный транспорт компании. За балансом – арендованный. Что касается лизинговых машин, они могут отражаться в балансе получателя, если учитываются стандартным способом. Транспорт, полученный в лизинг, учтенный на балансе лизингодателя, получатель отражает в учете за балансом. От изучения договоров аренды, лизинга и регистрационных свидетельства транспортных средств не уйти.

Во-вторых, если есть транспорт, значит есть затраты на его содержание. Связаны они с регистрацией авто, страховкой, тех.обслуживанием и текущим ремонтом. Распределение этих затрат тоже будет зависеть от того, находятся ли транспортные средства в собственности или же приобретены в лизинг, находятся они на балансе лизингодателя или же на балансе самой транспортной компании.

В-третьих, компания-перевозчик для работы своего транспорта осуществляет закуп ГСМ, которые списываются на затраты. При списании ГСМ на затраты важно соблюдать установленные нормы. Они могут устанавливаться законодательно или локально. В том или ином случае без грамотной организации учета ГСМ по каждому отдельному транспортному средству не обойтись. Также следует учитывать специфику отнесения излишнего расхода в затраты без уменьшения базы по КПН.   

В-четвертых, перевозчик обязан исчислять и оплачивать налог на транспорт.  Причем важно помнить, что данный налог платится в УГД по месту регистрации транспортного средства. И если компания сменила юридический адрес, необходимо пройти перерегистрацию транспортного средства и сменить его свидетельство о регистрации.

В-пятых, транспортом перевозчика управляют водители. И если эти водители работают по трудовому договору, то неотъемлемой частью работы бухгалтера в такой компании будет оформление командировок, расчет суточных и авансовых отчетов по ним. Это значит, что бухгалтеру придется разбирать кучу чеков, непонятных квитанций и других бумаг, собранных водителями во время их поездок. Не стоит удивляться, что на каждый купленный беляш чек будет передаваться в бухгалтерию.

В-шестых, обязательные к применению в транспортном секторе первичные документы, многие из которых имеют значение для бухгалтерии. Если речь об автоперевозках, бухгалтерам приходится работать с товарно-транспортными накладными, путевыми листами. Для отдельных перевозчиков актуальны авиагрузовые и железнодорожные накладные. В руки бухгалтеру могут попадать и другие специфические документы. Вся первичка подлежит проверке. Стандартной бухгалтерской документации в транспортной компании тоже хватает. Подтверждение доходов, обоснование расходов – как и в других компаниях.

 

Перевозчик по сути является поставщиком услуг. Поэтому по окончанию оказания данной услуги он выписывает акт выполненных работ по общим правилам и счет-фактуру в случаях, установленных налоговым законодательством. Главное определить налогооблагаемый оборот и правильно применить ставку НДС. Так как если перевозка является международной, то согласно ст.387 Налогового Кодекса РК оборот по реализации облагается по нулевой ставке.

Международными перевозками считаются перевозки грузов и пассажиров на всех видах транспорта между Республикой Казахстан и иностранными государствами и (или) транзитом через Республику Казахстан. В налоговом учете, перевозка считается международной, если оформление перевозки осуществляется едиными международными перевозочными документами, а в случае перевозки экспортируемых товаров по системе магистральных трубопроводов - документами, подтверждающими передачу экспортируемых товаров покупателю либо другим лицам, осуществляющим дальнейшую доставку указанных товаров, с предоставлением грузовой таможенной декларации, оформленной в таможенном режиме экспорта.

Еще один важный, но уже юридический момент - в соответствии с п.3 ст.45 Закона Республики Казахстан «Об автомобильном транспорте» международные автомобильные перевозки грузов осуществляются на основании удостоверения о допуске к осуществлению международных автомобильных перевозок и карточки допуска на автотранспортные средства, выдаваемых уполномоченным органом. Требования к перевозчику устанавливаются Правилами допуска автомобильных перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов.