Бесплатные ЭЦП в России
Как только я приступила к работе в России я сразу отметила для себя этот ОГРОМНЫЙ минус – Электронные цифровые подписи (ЭЦП) здесь платные, так как выдаются частными организациями (хоть и аккредитованными). Причем платить нужно не только за саму подпись, но еще и за программу, с помощью которой она работает.
В Казахстане ЭЦП всегда были бесплатными! И функции по выдаче не передавались за рамки гос.органов. Именно поэтому на электронный документооборот перешли намного быстрее.
Ну вот наконец-то и в России заговорили о бесплатных ЭЦП, выдаваемых налоговой службой (ФНС). Сразу же стала узнавать где и как ее получить и поняла, что бесплатно – это просто дешевле. Почти за даром.
Выдавать их будут не все налоговые и не всем. Перечень тех ФНС, которые будут это делать ищите на региональных сайтах.
ФНС подписи будут выдавать только организациям (и только на руководителя), ИП и нотариусам.
Коммерческие удостоверяющие центры (АУЦ) без хлеба не останутся – они будут выдавать ЭП физ.лицам: обычным гражданам и сотрудникам организаций (тем, кто уполномочен выполнять какие-либо действия по доверенности).
Будут еще и доверенные УЦ ФНС, которые будут определены ФНС РФ в установленном Правительством РФ порядке. Такие АУЦ получат право быть дополнительной точкой выдачи ЭП от имени налоговой службы и будут выдавать их Организациям, ИП и физическим лицам.
Чтобы получить электронную подпись в ФНС, нужно прийти со своим носителем. Приобретать носитель нужно самостоятельно. Обычная флешка для этой цели не подойдет! Стоимость такого накопителя – от 1000 руб. и выше.
И да, программа для использования ЭЦП осталась платной (в районе 2700 руб). Т.е. бесплатная подпись Вам обойдется в 3700 руб. Конечно, если у Вас есть токен и криптопро (та самая программа) подпись для Вас будет действительно бесплатной.
Как получить ЭП в ФНС: пошаговая инструкция
1. Необходимо приобрести токен.
2. Приготовить необходимые документы:
- заявление на выдачу ЭП;
Утвержденной формы заявления нет, но в п. 17 приказа ФНС от 30.12.2020 № ВД-7-24/982@ подробно перечислено, какие сведения должны в нем содержаться.
- паспорт;
- страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС);
- сертификат соответствия на носитель.
3. Записаться на прием в УЦ ФНС. Это важно! Налоговая служба не будет принимать заявителей без предварительной записи.
4. В назначенное время подойти на прием с документами.
Можно подать заявление в электронной форме через Личный кабинет налогоплательщика. Но посетить УЦ ФНС, чтобы подтвердить личность и получить на руки ЭП все таки придется.
Если Вы руководитель организации и решили подать заявление электронным способом, то Вы должны это сделать через Личный кабинет налогоплательщика - физического лица.
5. Загрузить необходимое программное обеспечение (КриптоПро CSP и другое нужное ПО) и установите сертификат ЭП на свое рабочее место.