По вопросу ИП на упрощенном режиме
Вопрос 1: Мое ИП заключило договор с иностранной компанией на предоставление услуг по разработке Программного обеспечения. Оплата производится через SWIFT перевод на юридический счет ИП. Вопрос: нужно выписывать Акт выполненных работ и Электронную счет-фактуру на сайте ЭСФ на имя иностранной компании? И если данная документация не была сделана ранее, то какие сроки и штрафы за срыв сроков?
Ответ:
В соответствии с подпунктом 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» первичные учетные документы - документальное свидетельство как на бумажном, так и на электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет.
Пунктом 2 статьи 7 Закона РК от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» установлено, что формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан. В соответствии с указанным пунктом уполномоченный орган издал приказ Министра финансов Республики Казахстан от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов».
Таким образом, Акт выполненных работ (оказанных услуг) может быть оформлен как в электронной форме, так и на бумажном носителе. Законодательно требование к оформлению акта выполненных работ в электронном виде предусмотрено только по договорам государственных закупок (что не относится к Вашей деятельности). Выписка акта в ИС ЭСФ производится на добровольной основе по согласованию сторон договора.
А вот требования по выписке электронных счетов-фактур (ЭСФ) в обязательном порядке уже предусмотрены Налоговым Кодексом Республики Казахстан (НК РК).
Согласно п.1 ст.412 НК РК При совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязаны выписать счет-фактуру:
1) плательщики налога на добавленную стоимость, предусмотренные подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 настоящего Кодекса;
2) налогоплательщики в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Республики Казахстан, принятыми в целях реализации международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан;
3) комиссионер, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 416 настоящего Кодекса;
4) экспедитор, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость, в случаях, установленных статьей 415 настоящего Кодекса;
5) налогоплательщики в случае реализации импортированных товаров;
6) структурное подразделение уполномоченного органа в области государственного материального резерва при выпуске им товаров из государственного материального резерва.
7) налогоплательщики, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, в случае реализации товаров, которые поступили в модуль «Виртуальный склад» информационной системы электронных счетов-фактур к таким налогоплательщикам;
8) юридические лица-резиденты (за исключением государственных учреждений и государственных организаций среднего образования), нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через филиал, представительство, индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, не зарегистрированные в качестве плательщика налога на добавленную стоимость в Республике Казахстан, по гражданско-правовой сделке, стоимость которой превышает 1000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения такой сделки.
Настоящий подпункт применяется при осуществлении гражданско-правовых сделок между субъектами предпринимательства, за исключением случаев, когда покупателем является лицо, применяющее специальный налоговый режим на основе патента, упрощенной декларации или для крестьянских или фермерских хозяйств;
9) налогоплательщики - по услугам международной перевозки грузов.
Положения настоящего пункта не применяются при реализации личного имущества физическим лицом, в том числе физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем или лицом, занимающимся частной практикой.
-
-
-
- требованиям НК РК, если Ваша сделка превышает сумму 1000-кратного МРП (2 917 000), то по данной сделке Вы обязаны выписать ЭСФ. Однако на 2021 год действует Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 18 июня 2021 года № 588, согласно которому по данным сделкам в 2021 году выписка ЭСФ не требуется.
-
-
На основании вышеизложенного, учитывая, что ИП не является плательщиком НДС, не продает товар, обязанность по выписке ЭСФ у ИП отсутствует. Если сделка превышает 1000-МРП в 2021 году можно ЭСФ не выписывать, с 1 января 2022 года выписывать ЭСФ нужно.
Вопрос 2: В кабинете налогоплательщика появилось уведомление о присвоении степени риска. Можете объяснить, что оно означает и стоит ли беспокоиться по данному поводу?
Ответ:
Согласно ст. 136 НК РК система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.
Риском является вероятность неисполнения и (или) неполного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком (налоговым агентом), которые могли и (или) могут нанести ущерб государству.
В соответствии с п. 1 ст. 137 НК РК, критериями степени риска является совокупность признаков, по которым производится оценка налогоплательщиков (налоговых агентов) и последующее их категорирование по степеням риска.
Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
1) результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных систем;
2) результаты предыдущих проверок;
3) результаты иных форм контроля;
4) результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
Субъективные критерии оценки степени рисков:
1) коэффициент налоговой нагрузки, определяемый в соответствии с приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года № 253 «Об утверждении Правил расчета коэффициента налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента), за исключением физических лиц, не зарегистрированных в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не занимающихся частной практикой»;
2) осуществление операций с лжепредприятиями, бездействующими налогоплательщиками и с налогоплательщиками, регистрации которых судами признаны недействительными, а также сделок, совершение которых признано судом осуществленными без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
3) коэффициент соотношения суммы вычетов к сумме совокупного годового дохода до корректировки более 0,98.
Расчет данного критерия осуществляется по налогоплательщикам, совокупный годовой доход до корректировки которых превышает сумму, равную 30 000-кратному месячному расчетному показателю;
4) период, не охваченный комплексной и (или) тематической проверкой по вопросам исполнения налогового обязательства по отдельным видам налогов равен четырем годам и более.
Расчет данного критерия осуществляется по налогоплательщикам, налогообложение которых осуществляется в соответствии со статьей 722 Налогового кодекса;
5) представление дополнительной налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу и налогу на добавленную стоимость по истечении двенадцати месяцев со дня окончания налогового периода с увеличением суммы вычетов и с отражением суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет;
6) представление налоговой отчетности по корпоративному подоходному налогу с нулевыми показателями, при этом осуществление внешнеэкономической деятельности и (или) участие в государственных закупках;
7) наличие неисполненных уведомлений по устранению нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.
При анализе и оценке не применяются данные субъективных критериев, ранее учтенных и использованных в отношении конкретного проверяемого субъекта (объекта).
Расчет критериев осуществляется два раза в год, в последний месяц полугодия.
Согласно Совместному приказу Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 1030 и Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года № 86 по показателям степени риска субъект (объект) налоговой проверки относится:
1) к высокой степени риска – при показателе вероятности свыше 51 процента;
2) не отнесенной к высокой степени риска – при показателе вероятности 51 процент и ниже.
Налоговые проверки назначаются в отношении налогоплательщиков, отнесенных к высокой степени риска, исходя из приоритетности субъектов (объектов) с наибольшим показателем вероятности.
В соответствии с Правилами формирования системы оценки рисков критерии оценки степени риска для особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков формируются посредством объективных и субъективных критериев.
После проведения анализа всех возможных рисков субъекты (объекты) контроля и надзора распределяются по двум степеням риска (высокая и не отнесенная к высокой).
В отношении субъектов (объектов) контроля и надзора, отнесенных к высокой степени риска, применяется особый порядок проведения проверок на основании полугодовых графиков.
Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль и надзор с учетом одного из следующих критериев:
1) уровня опасности (сложности) объекта;
2) масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
3) возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, государства.
Для отнесения субъекта контроля и надзора к степени риска в соответствии с пунктами 14 и 25 настоящих Правил, применяется следующий порядок расчета показателя степени риска.
При выявлении одного грубого нарушения субъекту контроля и надзора приравнивается показатель степени риска 100, и в отношении него проводится проверка по особому порядку или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора.
В случае если грубых нарушений не выявлено, для определения показателя степени риска рассчитывается суммарный показатель по нарушениям значительной и незначительной степени.
Таким образом, присвоение средней степени риска для налогоплательщика не влечет применения мер со стороны налоговых органов. Обязательной проверке подлежат налогоплательщики с высокой степенью риска.
Но вы можете дать пояснения по критериям, согласно которым вашу компанию отнесли к средней степени риска, чтобы уменьшить степень риска. Например, пояснить, что работников у ИП нет и применять среднеотраслевой показатель заработной платы к Вашему ИП со стороны налоговых органов не верно. И так предоставить ответ по каждому значению (в скрине мы видим только наименование одного критерия).
Со своей стороны, хотим также обратить Ваше внимание: в вопросе не указано резидентом какой страны является иностранная компания, с которой Вы сотрудничаете, а в 910.00 вы применили освобождение от налогов. Однако, если иностранная компания, не является резидентом одной из стран-участниц ЕАЭС, применять корректировку по налогам Вы не вправе.