Является ли международной деловой операцией, сделка по купле-продаже доли участия между резидентом и нерезидентом
Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 10 октября 2022 года на вопрос от 23 сентября 2022 года № 755194
Вопрос:
Просим направить специалисту по трансфертному ценообразованию.
1. ТОО А – резидент РК и компания-нерезидент (ОАЭ) совместно владеют с 2016 по 2021гг 50% /50% долями участия в ТОО Б-резидент РК.
В 2021 году был заключен контракт по продаже 50% доли участия в ТОО Б-резидент РК.
Оплата производилась частями.
В декабре 2021г ТОО А – резидент РК (продавец) оформило реализацию доли участия 50% в адрес Компании-нерезидента (ОАЭ) (покупатель) условно за 2,3 млрд тенге.
2. Также в рамках этого же ТОО А далее операции ТОО А – резидент РК владеет 60% долей в ТОО С-резидент РК, выручка ТОО С составила около 10 млрд в 2021 году третьим лицам.
ТОО А получает от ТОО С только дивиденды.
ТОО А – резидент РК владеет 100% долей участия в ТОО Д-резидент РК, а ТОО Д-резидент РК в свою очередь владело с 2016г компанией-резидент РФ (ликвидирована в декабре 2021г.) Оборотов в компании РФ не было.
По первой операции 1. Считается ли доля участия в ТОО товаром/услугой/работой в соответствии с нормами Закона РК «О трансфертном ценообразовании» и применяется в отношении вышеприведенной сделки нормы Закона РК «О трансфертном ценообразовании»?
2. Будет ли считаться купля-продажа доли участия в ТОО между Нерезидентом и Резидентом международной деловой операцией в соответствии с Законом РК «О трансфертном ценообразовании»?
3. Какие отчеты и заявления должны сдавать и в какие сроки? По второй ситуации: применяется в отношении вышеприведенной сделки нормы Закона РК «О трансфертном ценообразовании» и какие отчеты необходимо сдавать?
Должны ли сдавать заявление об участии в международной группе?
Ответ:
Согласно пп. 1 п.1 ст. 3 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2008 года № 67-IV «О трансфертном ценообразовании» (далее – Закон) контроль при трансфертном ценообразовании осуществляется по международным деловым операциям.
Согласно пп. 31 ст. 2 Закона международными деловыми операциями признаются, в том числе, сделки по выполнению работ, оказанию услуг, одной из сторон которых является нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан без образования постоянного учреждения.
Следовательно, согласно понятийному аппарату Закона, необходимо определить является ли доля участия либо товаром либо работой либо услугой.
Однако, согласно преамбуле Закона регулируются общественные отношения, возникающие при трансфертном ценообразовании, в целях предотвращения потерь государственного дохода в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями.
Соответственно, Закон направлен на предотвращение потерь государственных доходов при трансграничных операциях.
На основании вышеизложенного, сделка по купле-продаже доли участия между резидентом и нерезидентом будет, является международной деловой операцией.
Также согласно пункту 4 статьи 5 Закона участники международной группы обязаны:
1) своевременно и в полном объеме исполнять обязанности в соответствии с настоящим Законом;
2) выполнять законные требования уполномоченных органов;
3) представлять в уполномоченный орган заявление об участии в международной группе в соответствии со статьей 5-1 настоящего Закона;
4) вести местную и (или) основную, и (или) межстрановую отчетность, если на участника международной группы возложены обязанность или требование по представлению такой отчетности;
5) представлять в уполномоченный орган отчетность по трансфертному ценообразованию в соответствии с положениями настоящего Закона, за исключением случаев, установленных подпунктом 6) настоящего пункта;
6) по требованию уполномоченных органов представлять основную и (или) межстрановую отчетность в соответствии с положениями настоящего Закона.
Также согласно Приказу Министра финансов Республики Казахстан от 24 декабря 2018 года №1104 «Об утверждении форм местной, основной и межстрановой отчетностей по трансфертному ценообразованию и Правил их заполнения» (далее – Правила) материальная категория контролируемых сделок, это категория контролируемых сделок, общая сумма доходов (расходов) и (или) обязательств по которым в отчетном финансовом году составляет не менее 250 000 месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на первое января отчетного финансового года.
При этом категория контролируемых сделок это группа контролируемых сделок, предметом которых являются идентичные или однородные товары (работы, услуги).
Контролируемой сделкой признается сделка, совершенная Местным субъектом с взаимосвязанной стороной, в отношении которой осуществляется контроль при трансфертном ценообразовании согласно Закону Республики Казахстан «О трансфертном ценообразовании» (далее – Закон ТЦ).