Юридические услуги

 

Бухгалтерские услуги

 

ПЕЧАТИ И ШТАМПЫ
 
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО НАЛОГАМ

+7 727 983 39 67+7 708 983 39 67

+7 701 618 08 88+7 701 688 81 88

г Алматы, ул.Казыбек би, дом 117/86,офис 307

      allegoriya.too@mail.ru

Юридические услуги Бухгалтерские услуги Печати и штампы Налоговые консультации

Вправе ли частный детский сад применить освобождение от постановке на учет по НДС в 2022 году

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 6 сентября 2022 года на вопрос от 27 августа 2022 года № 752347 


Вопрос:

 

Наше ТОО на упрощенном режиме налогообложения, не плательщик НДС, занимается предоставление населению услуг частного детского сада и центра по раннему развитию детей. Доходы получаем от оплаты населения, государственных субсидий нет. 

Вправе ли частный детский сад и центр по раннему развитию детей применять освобождение от постановке на учет по НДС в 2022 году при превышении минимума оборота по НДС в 20 000 МРП?

Ответ: 

Относительно подпункта 28) статьи 394 Налогового кодекса В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) являются лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по НДС в Республике Казахстан.

При этом согласно пункту 2 статьи 367 Налогового кодекса постановка на регистрационный учет по НДС производится в соответствии со статьями 82 и 83 Налогового кодекса. 

Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 82 Налогового кодекса в случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС превышает в течение календарного года минимум оборота, лица, подлежащие постановке на регистрационный учет по НДС, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны подать в налоговый орган по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС. 

В соответствии с абзацем первым пункта 3 статьи 82 Налогового кодекса размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса. 

При этом пунктом 4 статьи 82 Налогового кодекса установлено, что минимум оборота составляет 20 000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. 

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком НДС по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса. 

При этом подпунктом 1) статьи 370 Налогового кодекса установлено, что необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, освобожденный от НДС в соответствии с данным Налоговым кодексом. 

В соответствии с подпунктом 28) статьи 394 Налогового кодекса освобождаются от НДС обороты по реализации образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения. 

Таким образом, обороты по реализации образовательных услуг в сфере дошкольного воспитания и обучения освобождаются от НДС согласно подпункту 28) статьи 394 Налогового кодекса, при этом, сумма освобожденного оборота не включается в минимум оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС.

Относительно подпункта 29) статьи 394 Налогового кодекса 

В соответствии с подпунктом 29) статьи 394 Налогового кодекса освобождаются от НДС обороты по реализации услуг по дополнительному образованию, оказываемых организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельности. 

Согласно пункту 1 стати 57 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее - Закон об образовании) образовательная деятельность юридических лиц подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях. 

В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 28 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» лицензированию подлежат отдельные виды деятельности или действий (операций) в сфере образования. 

При этом согласно перечню разрешений первой категории (лицензий), указанных в приложении №1 к Закону, лицензия на занятие образовательной деятельностью требуется при осуществлении следующих видов образовательной деятельности:
1. предоставление начального образования;
2. предоставление основного среднего образования; 3. предоставление общего среднего образования;
4. предоставление технического и профессионального образования по квалификациям, для военных, специальных учебных заведений по группам специальностей;
5. предоставление послесреднего образования по квалификациям, для военных, специальных учебных заведений по группам специальностей;
6. предоставление высшего образования по направлениям подготовки кадров и формам обучения;
7. предоставление послевузовского образования по направлениям подготовки кадров и формам обучения;
8. предоставление духовного образования. 

В соответствии с пунктом 39) статьи 1 Закона об образовании, дополнительное образование - процесс воспитания, обучения, осуществляемый с целью удовлетворения всесторонних потребностей обучающихся, воспитанников и специалистов. 

Согласно пункту 2 статьи 23 Закона об образовании образовательные программы дополнительного образования в зависимости от содержания и направленности подразделяются на:
1) программы дополнительного образования обучающихся и воспитанников;
2) программы повышения квалификации специалистов, направленные на развитие профессиональных компетенций, адекватных современным требованиям;
2-1) программы переподготовки специалистов, направленные на получение квалификации, с учетом потребностей рынка труда;
3) постдокторские программы, направленные на углубление научных знаний, решение научных и прикладных задач по специализированной теме под руководством ведущего ученого. 

На основании вышеизложенного, обороты по реализации услуг по дополнительному образованию, оказываемых организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельности в соответствии с подпунктом 29) статьи 394 Налогового кодекса, освобождаются от НДС. 

При этом сумма освобожденного оборота не включается в минимум оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС. 

Вместе с тем в случае, если организация образования осуществляет деятельность исключительно по оказанию услуг по дополнительному образованию в рамках программ дополнительного образования, предусмотренных Законом об образовании, и такая деятельность не подлежит лицензированию, то правовые основания для применения освобождения от НДС, предусмотренного подпунктом 29) статьи 394 Налогового кодекса, отсутствуют. 

Соответственно, обязательство по постановке на регистрационный учет по НДС у налогоплательщика, возникнет в случае, если обороты по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемых оборотов (освобожденных и местом реализации которых не признается Республика Казахстан) превысят в течение календарного года 20000-кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.  12091