Юридические услуги

 

Бухгалтерские услуги

 

ПЕЧАТИ И ШТАМПЫ
 
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО НАЛОГАМ

+7 727 983 39 67+7 708 983 39 67

+7 701 618 08 88+7 701 688 81 88

г Алматы, ул.Казыбек би, дом 117/86,офис 307

      allegoriya.too@mail.ru

Юридические услуги Бухгалтерские услуги Печати и штампы Налоговые консультации

Возникает ли обязательство по выписке ЭСФ у ТОО-неплательщика НДС

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 10 октября 2022 года на вопрос от 22 сентября 2022 года № 755088 


Вопрос:

Для таможенного оформления транзитных грузов ООО, перемещаемых через государственную границу Европейского Союза при ввозе в Россию, а также по выполнению брокерских и таможенных услуг, связанных со следованием грузов и транспортных средств по территории стран Европейского Союза, ООО – резидент РФ заключает договор комиссии по выполнению данных услуг с ТОО (неплательщик НДС) – резидентом Казахстана.
ООО перечисляет деньги, согласно Акта выполненных работ за таможенное оформление и комиссионное вознаграждение.
ТОО отправляет деньги в страны ЕС за оформление брокерских и таможенных услуг.
На основании вышеизложенного, прошу дать соответствующее разъяснение по возникающим обязательствам по уплате НДС (если ТОО не является плательщиком НДС), а именно по определению места оказания услуг и уплате НДС с комиссионного вознаграждения либо с оборота оказанных услуг от имени и за счет комитента и по какому курсу. 

Должны ли ТОО, выписывать ЭСФ на свои услуги, если неплательщик НДС?
Что в данном случае является облагаемым оборотом?
Нужно ли ТОО встать на учет по НДС?

 

Ответ: 

В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) являются лица, по которым произведена постановка на регистрационный учет по НДС в Республике Казахстан: 

 

  • индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой; юридические лица-резиденты, за исключением государственных учреждений и государственных учебных заведений среднего образования; нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через структурные подразделения. 

 

Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса. 

Подпунктом 2) статьи 370 Налогового кодекса предусмотрено, что необлагаемым оборотом является оборот по реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является Республика Казахстан. 

Если иное не установлено указанной статьей, место реализации товаров, работ, услуг определяется в соответствии со статьей 378 Налогового кодекса. 

Место реализации товаров, работ, услуг в государствах-членах Евразийского экономического союза определяется в соответствии со статьей 441 Налогового кодекса. 

Кроме того место реализации работ, услуг в Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС) определяется в соответствии с пунктом 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением № 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, а также статьей 441 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс). 

Согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 441 Налогового кодекса местом реализации работ, услуг признается территория государства-члена ЕАЭС, если работы выполняются, услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, если иное не предусмотрено подпунктами 1), 2), 3) и 4) данного пункта. 

Следовательно, местом оказания работ, услуг в рассматриваемом случае, является Республика Казахстан. 

Пунктом 9 статьи 381 Налогового кодекса установлено, что при реализации товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, передаче комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, а также при выполнении работ, оказании услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, размер оборота по реализации комиссионера определяется в размере одной из следующих сумм: 

 

  • его комиссионного вознаграждения без включения в него НДС; 
  • стоимости работ, услуг, являющихся оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента. 

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса не являются оборотом по реализации комиссионера: 

 

  • реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг комиссионером по поручению комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии; 
  • передача комиссионером комитенту товаров, приобретенных для комитента на условиях, соответствующих условиям договора комиссии; 
  • выполнение работ, оказание услуг третьим лицом для комитента по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, за исключением случаев, когда такие работы, услуги являются оборотом комиссионера по приобретению работ, услуг от нерезидента. 

 

В соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 412 Налогового кодекса при совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг обязан выписать счет-фактуру комиссионер, не являющийся плательщиком НДС, в случаях, установленных статьей 416 Налогового кодекса. 

Согласно пункту 2 статьи 82 Налогового кодекса в случае, если размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) превышает в течение календарного года минимум оборота, лица, подлежащие постановке на регистрационный учет по НДС, указанные в пункте 1 данной статьи, обязаны подать в органы государственных доходов по месту нахождения налоговое заявление о регистрационном учете по НДС. 

Пунктом 3 статьи 82 Налогового кодекса размер оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС определяется как сумма оборотов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 82 Налогового кодекса предусмотрено, что для целей постановки на регистрационный учет по НДС в минимум оборота, составляющего 20 000 - кратный размер месячного расчетного показателя (далее – МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, не включаются обороты налогоплательщика, применяющего специальный налоговый режим розничного налога. 

В минимум оборота, установленный частью первой указанного пункта, не включаются обороты индивидуального предпринимателя, применяющего СНР на основе упрощенной декларации, в пределах 124 184 - кратного размера МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, совершенные в безналичной форме расчетов с обязательным применением трехкомпонентной интегрированной системы. 

На основании вышеизложенного, при реализации товаров, работ, услуг неплательщиком НДС, у такого неплательщика НДС оборот по реализации не возникает. 

Вместе с тем учитывая, что в рассматриваемом случае, местом реализации услуг комиссионера, оказываемых комитенту в рамках договора, соответствующего условиям, договора комиссии, является территория Республики Казахстан, то оборот по реализации комиссионера на основе вознаграждения рассматривается в качестве оборота для целей постановки на регистрационный учет по НДС. 

Кроме того следует отметить, что при совершении оборота по реализации товаров, работ, услуг на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, у комиссионера, не являющегося плательщиком НДС, возникает обязательство по выписке счета-фактуры в соответствии с подпунктом 3) пункта 1 статьи 412 Налогового кодекса. 

Относительно рыночного курса обмена валют в счете-фактуре сообщаем, что в соответствии с пунктом 7 статьи 412 Налогового кодекса стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном на бумажном носителе, указываются в национальной валюте Республики Казахстан. 

Стоимостные и суммовые значения в счете-фактуре, выписанном в электронной форме, указываются в национальной валюте Республики Казахстан, за исключением следующих случаев, при которых возможно указание в иностранной валюте:
1) по сделкам (операциям), заключенным (совершенным) в рамках соглашения (контракта) о разделе продукции;
2) по сделкам (операциям) по реализации товаров на экспорт, облагаемым по нулевой ставке НДС в соответствии со статьями 386447 и 449 Налогового кодекса;
3) по оборотам по реализации услуг по международным перевозкам, облагаемым по нулевой ставке НДС в соответствии со статьей 387 Налогового кодекса;
4) по оборотам по реализации, облагаемым по нулевой ставке НДС в соответствии с пунктом 3 статьи 393 Налогового кодекса.

 Согласно пункту 6 статьи 380 Налогового кодекса операция в иностранной валюте в целях раздела 10 Налогового кодекса пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан с применением рыночного курса обмена валют, определенного в последний рабочий день, предшествующий дате совершения оборота. 

На основании вышеизложенного, поскольку в рассматриваемом случае, оборот по реализации услуг не относится к случаям, определенным пунктом 7 статьи 412 Налогового кодекса, при которых предусмотрена возможность по выписке электронных счетов - фактур (ЭСФ) в иностранной валюте, то в рассматриваемом случае, операция в иностранной валюте пересчитывается в национальную валюту Республики Казахстан с применением рыночного курса обмена валют. 11106