Юридические услуги

 

Бухгалтерские услуги

 

ПЕЧАТИ И ШТАМПЫ
 
КОНСУЛЬТАЦИИ ПО НАЛОГАМ

+7 727 983 39 67+7 708 983 39 67

+7 701 618 08 88+7 701 688 81 88

г Алматы, ул.Казыбек би, дом 117/86,офис 307

      allegoriya.too@mail.ru

Юридические услуги Бухгалтерские услуги Печати и штампы Налоговые консультации

Имеет ли ИП право при упрощенном режиме налогообложения 3% не вести бухгалтерский учет

Ответ Председателя Комитета государственных доходов МФ РК от 24 мая 2022 года на вопрос от 7 мая 2022 года № 735854 


Вопрос:

Подскажите в таком вопросе, при упрощенном режиме налогообложения 3% ИП имеет право не вести бухгалтерский учет, и соответственно при покупке ТМЦ и услуг приходные документы не отражает нигде и не требует от поставщиков, а в 90 % эти ТМЦ закупаются на рынке, там документы в этом же проценте не дают.
При применении ТИС , ИП имеет право также вести налоговые регистры по доходам, а на все приходы ТМЦ и услуги не иметь документы, а просто отражать в данной программе ТИС для своего учета?

 

Ответ: 

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон) индивидуальные предприниматели вправе не осуществлять ведение бухгалтерского учета (кроме составления и хранения первичных документов) и составление финансовой отчетности при соответствии одновременно следующим условиям:
1) применяют в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан специальные налоговые режимы для субъектов малого бизнеса;
2) не состоят на регистрационном учете по налогу на добавленную стоимость;
3) не являются субъектами естественных монополий. 

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» лица, на которых в соответствии с Законом не возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности, организуют и ведут налоговый учет в соответствии с главами 23, 24 Налогового кодекса и правилами, утвержденными уполномоченным органом. 

Согласно подпункту 2) статьи 201 Налогового кодекса первичные учетные документы – документальное свидетельство как на бумажном, так и электронном носителе факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется налоговый учет. 

На основании пункта 1 статьи 202 Налогового кодекса индивидуальные предприниматели, не осуществляющие ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с Законом, применяют первичные учетные документы, формы и требования по составлению которых утверждаются уполномоченным органом. 

Записи в налоговых регистрах производятся на основании первичных документов (пункт 2 статьи 202 Налогового кодекса). 

Согласно пункту 1 статьи 215 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) составляет налоговые регистры в виде специальных форм. 

Формы налоговых регистров и порядок отражения в них данных налогового учета разрабатываются налогоплательщиком (налоговым агентом) самостоятельно с учетом положений статьи 215 Налогового кодекса, за исключением форм налоговых регистров, установленных уполномоченным органом, и утверждаются в налоговой учетной политике. 

В соответствии с подпунктом 2) пункта 5 статьи 215 Налогового кодекса для индивидуальных предпринимателей, которые в соответствии с Законом не осуществляют ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности, уполномоченный орган вправе устанавливать формы налоговых регистров для отражения информации по учету приобретенных товаров, работ и услуг. 

Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19 марта 2018 года № 388 утверждена форма налогового регистра по учету приобретенных товаров, работ и услуг (приложение 13), в которой отражаются номер и дата первичного учетного документа, являющегося основанием приобретения товаров, работ и услуг (накладная, акт приема-передачи, акт выполненных работ, оказанных услуг, счет-фактура договор и др.). 

Таким образом, отсутствие обязательства ведения бухгалтерского учета не освобождает от требования подтверждения операций первичными документами. 

Относительно ведения учета с применением ТИС 

В соответствии с пунктом 4 Правил установки и применения трехкомпонентной интегрированной системы, утвержденных приказом Первого Заместителя Премьер-Министра – Министра финансов Республики Казахстан от 2 сентября 2019 года № 953 «Об утверждении Требований к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету, Правил ее установки и применения» (далее – Приказ), ТИС применяется для учета процессов торговли, оказания услуг, выполнения работ и учета товаров в налоговых целях по всем объектам предпринимательской деятельности пользователя ТИС. 

Согласно подпункту 2) пункта 18 Требований к трехкомпонентной интегрированной системе и ее учету, утвержденных Приказом, модуль налогового учета и регистров учетного компонента ТИС обеспечивает формирование следующих налоговых регистров: 

 

  • по учету приобретенных товаров, работ и услуг;
  • по учету доходов, в том числе полученных путем безналичных расчетов; – по учету объектов обложения индивидуальным подоходным налогом с доходов физических лиц, подлежащих налогообложению у источника выплаты, а также социальным налогом и социальными платежами. 

 

На основании изложенного, индивидуальные предприниматели, применяющие специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации и применяющие при осуществлении деятельности ТИС, формируют налоговые регистры по учету приобретенных товаров, работ и услуг и отражают их в ТИС на основании первичных документов. 

Вместе с тем, технически возможно внесение данных в ТИС без первичных документов.  26061